- Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
- Когда по закону применяются норматив и соцнорма
- Кто и как устанавливает нормативы потребления
- Когда применяется социальная норма
- В чём главные отличия норматива от соцнормы
- Требования к системам отопления. Нормативы потребления коммунальной услуги
- Поквартирные и общедомовые нормативы потребления коммунальной услуги
- Кто их устанавливает?
- Сколько они составляют на 1 кв. метр квартиры в 2019 году?
- Различия в расчетах
- Законодательные документы: СНиП 41-01-2003, СП 41-108-2004 и другие
- Требования, предъявляемые к системам теплоснабжения
- Гигиенические
- Противопожарные
- Изменение норм, которое запланировано в России
- Обогрев нежилых площадей в многоэтажном жилом здании
Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.
Когда по закону применяются норматив и соцнорма
Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.
Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).
Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).
Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.
Кто и как устанавливает нормативы потребления
Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.
Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:
- потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
- потреблённого в помещениях собственников;
- используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).
При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:
- этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
- количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
- состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
- объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.
Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).
Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:
- при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
- при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
- при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.
Когда применяется социальная норма
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
Соцнорма зависит от:
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:
Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).
Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).
При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.
Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).
На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.
В чём главные отличия норматива от соцнормы
И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:
Требования к системам отопления. Нормативы потребления коммунальной услуги
Законодательство РФ обеспечивает контроль качества за поставкой теплоснабжения в многоквартирные и частные дома. Нормативные акты РФ предъявляют требования к сооружению и эксплуатации отопительных систем, а также контролируют качество коммунального обслуживания со стороны уполномоченных ведомств.
Поквартирные и общедомовые нормативы потребления коммунальной услуги
Рассмотрим, что такое норматив потребления тепловой энергии и как производится его расчет. Порядок расчета и установки нормативов на отопление регламентирован Постановлением Правительства №306. Общие положения и формулы расчета теплоснабжения с учетом наличия или отсутствия приборов учета установлены постановлением Правительства №354.
Согласно п. 10 ПП №306 нормативы устанавливаются в отношении индивидуального потребления коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирного дома. Собственники, не установившие счетчики, оплачивают отопление по нормативам, которые предполагают расчет усредненного показателя расхода тепловой энергии.
Формула расчета учитывает следующие особенности:
- наличие общедомового прибора учета (больше о тепловых счетчиках на отопление читайте тут);
- количество установленных индивидуальных приборов учета ;
- расчетный период: 12 календарных месяцев или по графику отопительного сезона.
Нормативы устанавливаются региональными нормативными актами и, по состоянию на 2019 год, применяются в отношении многоквартирных домов, в которых не установлены индивидуальные или общедомовые счетчики. Если в доме установлен общедомовой счетчик, но не установлены индивидуальные, то расчет производится в соответствии с его показателями. Собственники с ИПУ оплачивают отопление по индивидуальным показаниям.
Существуют также отдельные правила, которые регулируют коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя. В данном документе детально описаны требования к ИПУ, методы учета, и многое другое.
Кто их устанавливает?
На основании п. 9 ПП №306, усредненные нормативы расхода тепловой энергии на 1 кв. м вправе устанавливать:
- региональные органы исполнительной власти;
- ресурсоснабжающие организации;
- управляющие компании;
- жилищные кооперативы;
- товарищества.
Установка нормативов по инициативе управляющей компании или ресурсоснабжающей организации производится на основании коллективного заявления в уполномоченный орган и рассматривается в течении 30 дней.
Сколько они составляют на 1 кв. метр квартиры в 2019 году?
Нормативы расхода тепловой энергии устанавливаются в каждом регионе в соответствии с локальными нормативными актами. Например, по состоянию на 2019 год, в Москве норма составляет 0,16 Гкал на 1 м2 На основании подп. д) п. 4 ПП №306, пределы устанавливаются с учетом:
- материалов стен и крыш жилого дома;
- общей площади жилых помещений;
- площади окон и ограждающих конструкций;
- износа инженерных систем.
Различия в расчетах
В общем виде в расчетах участвуют показатели общей площади жилых помещений, площади общего имущества, объем потребляемой тепловой энергии и тариф, установленный в регионе, в расчете на Гкал.
Таблица с учетом особенностей расчета:
Общедомовой прибор учета (ОДПУ) | Индивидуальный прибор учета (ИПУ) | Особенности |
Отсутствует | Отсутствует во всех помещениях | Вместо показаний фактического потребления применяется норматив, установленный в регионе, учитывается площадь помещений, в которых отсутствуют приборы теплоснабжения, за расчетный период в 12 календарных месяцев применяется коэффициент периодичности внесения платы за коммунальные услуги. |
Присутствует | Отсутствует во всех помещениях | Услуги тарифицируются исходя из показаний общедомового учета, рассчитывается сумма объемов теплорасхода с учетом показаний общедомового счетчика. |
Присутствует | Присутствует хотя бы в одном жилом помещении | При расчете норматива учитываются суммы показаний по ОДПУ и ИПУ в смежных квартирах, суммируются площади квартир с ИПУ, собственники с ИПУ платят по индивидуальным показаниям. |
Присутствует | Присутствует везде | Площадь жилого помещения умножается на показания счетчика и тариф, установленный ресурсоснабжающей организацией, показания ОДПУ необходимы для расчета расходов на общедомовые нужды. |
Таким образом, в домах, не оснащенных приборами учета, применяются нормативы, установленные в регионе. При наличии ОДПУ или хотя бы одного ИПУ, их показатели учитываются в формулах.
Законодательные документы: СНиП 41-01-2003, СП 41-108-2004 и другие
В таблице приведен перечень нормативных документов, регулирующих требования к сооружению и контролю качества систем отопления, с учетом последних изменений по состоянию на 2019 год:
Нормативный акт | Дата введения | Комментарий |
СНиП 2.04.05-91 | 01.01.1992 | Общие требования к системам вентиляции, отопления и кондиционирования, отменен с 01.01.2004. |
СНиП 41-01-2003 | 01.01.2004 | Регламентирует параметры внутреннего воздуха, требования к системам отопления, теплоснабжения, арматуре, прокладке трубопровода, особенности установки печного отопления, актуализированная редакция СНиП 2.04.05-91, не действует с 01.01.2013. |
СП 60.13330.2012 | 01.01.2013 | Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003. |
СП 41-108-2004 | 01.01.2005 | Регламентирует требования к выбору и размещению теплогенераторов, особенности газоснабжения и утилизации продуктов горения, установка электроснабжения и отопления в многоквартирных домах. |
СанПиН 2.1.2.2645-10 | 10.06.2010 | Гигиенические требования к системам отопления. |
ГОСТ Р 56501-2015 | 01.03.2016 | Регламентирует управление системами теплоснабжения, особенности обеспечения потребителей коммунальными отопительными ресурсами, требования к контролю качества и ремонтному обслуживанию. |
ГОСТ 30494-2011 | 01.03.2011 | Особенности установки температурного режима, контроль качества и порядок замера. |
СНиП 41-02-2003 | 01.09.2003 | Особенности обустройства тепловых сетей, контроль качества. |
СНиП 31-01-2003 | 01.10.2003 | Некоторые требования к размещению отопительных систем в многоквартирных домах. |
Постановление Правительства №354 | 06.05.2011 | Особенности предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению. |
Требования, предъявляемые к системам теплоснабжения
Законодательство РФ предъявляет санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования к системам отопления. В целях безопасности отопительные приборы соответствуют регламентам СанПин и СНиП.
Больше о правилах организации теплоснабжения мы рассказывали в отдельной статье.
Гигиенические
Гигиенические требования регламентированы Разделом IV СанПин 2.1.2.2645-10 и регулирует следующие условия:
- отсутствие запаха;
- равномерное распределение воздуха;
- отсутствие токсичных выбросов в процессе эксплуатации;
- доступность для ремонта, уборки и обслуживания;
- отсутствие шума (каковы причины шума в батареях отопления?).
Температурный режим не превышает 90 градусов. Системы, отапливающие свыше 75 градусов, оснащаются защитными ограждениями. Концентрация химических веществ в воздухе в процессе эксплуатации систем теплоснабжения не превышает установленный уровень безопасного воздействия.
Противопожарные
Противопожарные требования к сооружению и эксплуатации отопительных систем в многоквартирных домах регламентированы СП 60.13330.2012. В целях безопасности в качестве теплоносителя применяются горячая вода или водяной пар. В климатических районах с низкими температурами применяются невзрывоопасные вещества, предотвращающие замерзание жидкости.
В многоквартирных домах высотой более 9 этажей допускается установка теплогенераторов, работающих на газообразном топливе. Системы газоснабжения оснащаются автоматикой, перекрывающие поступление топлива в аварийных ситуациях. Согласно нормам, в помещениях квартир устанавливаются теплогенераторы, производящие не более 35 кВт тепла. Общий объем теплопроизводительности не превышает 100 кВт.
Изменение норм, которое запланировано в России
По сообщениям ТАСС, с 2020 года расчет норматива теплового расхода будет зависеть от этажности. Новую систему планировалось внедрить в 2016 году, однако, по требованию членов комитета Государственной Думы проект перенесли на 2020 год. Согласно новому распорядку норма Гкал устанавливается в зависимости от следующих условий:
- материал дома: кирпич, камень, бетон, дерево;
- год постройки: до 1999 года, после 1999 года;
- этажность.
Согласно разъяснениям пресс-службы Минстроя России, применение новых условий расчета будет правом региональных властей, но не обязанностью. По состоянию на 2019 год новый распорядок законодательно не регламентирован, но уже применяется в субъектах РФ, например, в Красноярске (постановление Правительства Красноярского края № 137-п).
Обогрев нежилых площадей в многоэтажном жилом здании
Для расчета норматива нежилых помещений, например, лестничных клеток, подвала, применяется Формула 2 ПП №354. Общая площадь помещений умножается на норматив Гкал и тариф, установленный в регионе. Согласно п. 40 ПП 354, оплату за коммунальные услуги на территории общего пользования вносят собственники жилых домов. С 1 сентября 2011 года в квитанциях ЖКХ предусмотрена графа по общедомовым нуждам (как формируется плата за отопление?).
При отсутствии индивидуальных приборов учета расходов на отопление для начисления платы применяется норматив, установленный региональными властями. Учитываются показания общедомового счетчика, при его наличии, а также площадь отапливаемых квартир с ИПУ. В противном случае собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги исходя из фактического потребления ресурса.