Договор по передачи водоснабжения

Договор водоснабжения

Условия заключения договора

Договоры, заключаемые гражданами или юридическими лицами с поставщиками коммунальных услуг, должны подчиняться соответствующим требованиям Гражданского кодекса. Кроме того, гражданско-правовые отношения в этой области регулируют другие акты, положения и инструкции ответственных госорганов ресурсного и энергоснабжения.

Количество потребленной питьевой или технической воды должно фиксироваться счетчиками, поверенными в лицензированных метрологических организациях. Абонент оплачивает только то количество воды, которое фактически израсходовано и зарегистрировано в платежных документах на основании разницы конечного и начального показания счетчика. Есть исключения, но они должны быть определены или соглашением сторон договора, или предусмотрены законом.

При начислении оплаты за воду и канализацию следует руководствоваться приведенными ниже правилами.

Договоры водоснабжения при наличии общедомового и индивидуальных счетчиков

Поставщик получает оплату за поставку воды на основании показаний общедомового счетчика.

При наличии общего водомера на вводе магистрального водопровода в многоквартирный дом его показания должны соответствовать суммарным по всем квартирам. Практически это не всегда так из-за отсутствия счетчиков в некоторых квартирах.

Владельцы жилья, имеющие индивидуальные квартирные счетчики, оплачивают водоснабжение и канализацию по собственным показаниям.

Остаточный объем потребленной всем домом воды после вычета объема, израсходованного в соответствии с показаниями квартирных счетчиков, делится на всех жильцов, не имеющих водомеров, пропорционально количеству проживающих в квартире.

Договоры водоснабжения при отсутствии счетчиков

При отсутствии общедомовых и индивидуальных водомеров договор на поставку воды и ее отвод заключается на условиях оплаты, исходя действующих нормативов.

Между потребителями и поставщиком услуг постоянно возникают конфликты в части определения объема потребленной воды и, соответственно, размера её оплаты. ТСЖ и другие управляющие коммунальные предприятия в своих расчетах исходят из норм потребления воды на одного человека, предусмотренных соответствующими правилами региональных государственных органов.

Основным критерием определения расхода воды будет пропускная способность водопровода в течение суток при полном заполнении его сечения водой и скорости её циркуляции 1,2 метра в секунду.

Как правило, споры по выставленным счетам разрешаются в пользу ресурсоснабжающих организаций, так как конкуренция в этой сфере отсутствует, а сети водоснабжения и канализации находятся в государственной собственности.

Законодательное регулирование

Несмотря на явные недоработки российского законодательства в части нормативного регулирования водопотребления и оплаты за воду, в основном деятельность поставщиков по договорам водоснабжения достаточно регламентирована разъяснениями и ведомственными приказами Министерства регионального развития.

Так, в соответствии с инструкциями Минрегионразвития:

  1. Организации, снабжающие население водой, не могут диктовать свои методы определения объема потребленной воды. Этот вопрос должен согласовываться с потребителями ресурсов и фиксироваться в договоре водоснабжения.
  2. Разница между показателями общедомового счетчика и показателями индивидуальных счетчиков распределяется между всеми жильцами дома, не имеющими счетчиков.

Договор при наличии индивидуальных счетчиков без общедомового

В этом случае управляющая организация оплачивает поставщику услуг водоснабжения и канализации суммы, начисленные с применением региональной нормы расхода.

Однако владельцы квартир, где установлены индивидуальные водомеры, оплачивают услуги по действующим тарифам в соответствии с показаниями своих счетчиков. Принуждать их к какой-либо дополнительной оплате администрация ассоциации жильцов не вправе.

Соответственно, оплата за весь оставшийся объем потребленной воды ложится на плечи собственников квартир без счетчиков, а это может привести к оплате по завышенным нормам потребления.

Фактически эти нормативы перестают работать. Чтобы избежать подобных разногласий и претензий жильцов в части необоснованности начислений по оплате за воду, администратор здания должен установить общедомовой счетчик и в дальнейшем взаиморасчеты с поставщиком производить согласно его показаниям.

Правила перерасчета

Администрации товариществ собственников жилья, других ассоциаций жильцов, эксплуатирующих организаций, ответственных за предоставление коммунальных услуг, обязаны:

  • При отъезде на определенное время всех граждан, проживающих в квартире, и отсутствии в ней приборов учета, произвести перерасчет оплаты за воду, начисленной в соответствии с нормой потребления. Присутствие в договоре положений о методике подсчета проживающих в многоквартирном доме без общедомового счетчика облегчит эту задачу.
  • Корректировать сумму оплаты в сторону ее уменьшения, если вода не соответствует санитарным и химико-бактериологическим нормам и подается в квартиры с перерывами.

Договор водоснабжения и водоотведения

Ответы на популярные вопросы при заключении договора

Договор водоснабжения и водоотведения

Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы (далее — кооперативы), собственники помещений в многоквартирных домах, собственники (пользователи) жилых домов обязательно сталкиваются с проблемой заключения договора водоснабжения, договора водоотведения или единого договора водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее — организация ВКХ). Отвечаем на вопросы, которые обычно задают юристам при заключении таких договоров.

Правовые отношения.

Отношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении).

Читайте также:  Радиаторы отопления какие лучше для кухни

Согласно пунктам 1, 11 статьи 7 названного Закона водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». Как следует из статьи 4, пункта 11 статьи 7 Закона о водоснабжении, Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению правил холодного водоснабжения и типового договора холодного водоснабжения.

Договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения, утвержденным Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 (пункт 8 статьи 13 Закона о водоснабжении).

По договору водоснабжения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1 статьи 13 Закона о водоснабжении). Договор водоснабжения является публичным (пункт 3 статьи 13 Закона о водоснабжении).

В силу частей 2 и 3 статьи 13 Закона о водоснабжении к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом о водоснабжении, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.

Нужно ли кооперативу заключать договор водоснабжения

Заключение такого договора обязательно, если водопроводная сеть (от места подключения к централизованной системе до водосчетчиков жилых домов) находится в собственности кооператива. Если водопроводная сеть бесхозяйная, то об этом нужно сообщить в органы местного самоуправления для принятия такой сети в муниципальную собственность.

Также существует возможность безвомездной передачи права собственности на водопроводную и канализационные сети в муниципальную собственность. В этом случае все расходы и ответственность по содержанию и обслуживанию сети осуществляет орган местного самоуправления.

Стоит особо обратить внимание на точку подключения к централизованному водоснабжению и водоотведению. Именно до этой границы все расходы по обслуживанию и ремонту водопроводной сети осуществляет кооператив. Эти расходы (например, оплата труда инженера по водоснабжению или оплата услуг организации, осуществляющей непосредственное обслуживание и ремонт) должны быть предусмотрены в Смете доходов и расходов кооператива и утверждены общим собранием членов кооператива.

В случае расхождения места учета потребления воды и места подключения к централизованному водоснабжению, организация ВКХ имеет право требовать оплаты нормативов потери воды на участки сети от места подключения до узла учета.

Заключение договора водоснабжения.

Основанием для заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом. В заявке, в частности, должны быть указаны сведения, необходимые для определения объемов потребленной воды, отведенных сточных вод расчетным методом при отсутствии приборов учета, в том числе степень благоустройства и этажность объектов, количество проживающих, площади жилых и нежилых помещений объектов, общие площади многоквартирных домов и жилых домов, площади земельных участков под полив — для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирных домах, собственников (пользователей) жилых домов (подпункт в, пункт 17 Правил 644)

Если заявка абонента отвечает требованиям Правил 644, организация ВКХ в течение 20 дней со дня получения заявки абонента или представления им сведений и документов в полном объеме направляет абоненту в 2 экземплярах проекты соответствующих договоров, отвечающие условиям типовых договоров.

Абонент в течение 30 дней со дня поступления проекта единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор.

В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров, такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Абонент в течение 30 дней со дня поступления проекта договора вправе представить организации водопроводно-канализационного хозяйства, направившей такие проекты договоров, предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», настоящих Правил и условиям типовых договоров. Такое предложение абонента направляется абонентом в организацию водопроводно-канализационного хозяйства любым способом, позволяющим подтвердить получение предложения абонента организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Организация ВКХ обязана в течение 10 рабочих дней рассмотреть указанные документы, принять меры к урегулированию разногласий и направить абоненту на подписание новый проект договора. В случае если организация ВКХ не направит абоненту новый проект договора, абонент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении организации водопроводно-канализационного хозяйства заключить договор.

Ответы на вопросы абонентов.

1) Организации ВКХ нет в Перечне тарифов на холодное водоснабжение, утвержденных Комиссией по ценам и тарифам.

Читайте также:  Какая теплоизоляция лучше для теплого пола

Одним из существенных условий любого договора является цена. Государство осуществляет регулирование тарифов в отношении услуг холодного водоснабжения и водоотведения. Следовательно, в отсутствии Приказа об утверждении тарифов на холодную воду для данной организации ВКХ договор не будет считаться заключенным. Однако, это не является основанием для отказа в подписании самого договора. Как и было указано выше, договор будет считаться подписанным по истечении 30 дней со дня предоставления проекта договора. По нему можно получать воду, считать объемы, но нельзя платить пока не появятся утвержденные Комиссией тарифы.

2) Кооперативу хотят вменить плату за негативное воздействие

Плата за негативное предусмотрена пунктом 11 единого типового договора, а также пунктом 9 типового договора на водоотведение, утвержденных ПП РФ № 645.

Системы очистки воды представляют собой дорогостоящее оборудование. Для биологических систем (живых организмов) необходимы специальные условия существования. Поэтому организация, принимающая сточные воды, вправе требовать от абонента реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Эти требования являются регрессными по отношению к конечным пользователям (собственникам жилых домов). Поэтому одной из задач кооператива является контроль за конечными пользователями в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

3) У организации ВКХ ничего нет кроме аренды, что я могу с них стребовать?

В силу предмета договора водоснабжения всё, что можно требовать с организации ВКХ — это качественную питьевую воду в согласованных объемах. Предоплата в договоре не предусмотрена. Следовательно, абонент не несет коммерческих рисков в данном договоре. Сначала вода – потом деньги.

4) Кто контролирует качество воды?

Организация ВКХ обязана осуществлять внутренний контроль качества отпускаемой питьевой воды, так как за поставку некачественной воды предусмотрены серьезные санкции. Организация ВКХ имеет право контролировать качество канализационных вод, чтобы избежать аварийных ситуаций на очистных сооружениях.

5) Получается за нами они будут следить по графику, а что сами предоставляют по качеству следите сами, если вас оно не устраивает.

Организация ВКХ в любом случае обязана следить за качеством воды, как питьевой, так и сточной. В обязанности абонента входит обеспечение эксплуатации водопроводной и канализационной сети. Если сети в порядке, то вода при прохождении их не испортится. В обязанности абонента не входит контроль качества воды, хотя ответственность за качество воды есть. В то же время эта ответственность регрессная (по сточной воде регресс на потребителей, по питьевой воде – на организацию ВКХ).

6) Организация ВКХ не пломбировала счетчики, хотя заявка была в письменном виде.

Пломбировка – это обязанность организации ВКХ. В тоже время единый договор еще не вступил в силу. Для учета воды (а точней даже для заключения договора водоснабжения) у абонента должен быть узел учета (счетчик). Это главное для абонента. Наличие пломб – это забота поставщика ресурса. Поэтому в договоре должны быть указаны прежде всего реквизиты узла учета в соответствующем приложении. Их можно вписать вручную, если приложение не заполнено.

7) В каких случаях они могут делать ограничения и отключения.

В Законе о водоснабжении есть целая статья, посвященная временному прекращению или ограничению водоснабжения, водоотведения – статья 21. И перечислены случаи: 1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения; 2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения; 3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров; 4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу; 5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

Регламент временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения подробно расписан в пунктах 60 – 68 Правил № 644.

8) В договоре очень много о беспрепятственном допуске, дают на это очень мало времени (15 минут). Почему, где это предусмотрено?

Организация ВКХ действительно имеет право известить абонента не менее чем за 15 минут до посещения. Кооператив прежде всего сам заинтересован в том, чтобы питьевая вода была качественная, а узел учета — был исправным.

Обеспечение беспрепятственного доступа представителям организации ВКХ к водопроводным сетям, канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам), местам отбора проб воды и приборам учета является обязанностью абонента в силу п. 35(з) Правил № 644.

Более подробно действия сторон по допуску организации ВКХ указаны в разделе XI Правил № 644.

9) Приложения они не заполнили, хотя данные у них есть, и не провели пломбировку

Возможно, у них нет данных или времени для заполнения всех Приложений. Более всего Кооператив заинтересован в том, чтобы все приложения были заполнены. Указать данные узла учета можно и от руки. А вот в пломбировке заинтересована организация ВКХ, но только тогда, когда узел учета будет вписан в договор (в соответствующее приложение). Кроме реквизитов узла учета необходимо приложить Схему расположения этих узлов учета.

10) У нас приборы учета были и всегда будут, а они все равно требуют указывать количество физических лиц, проживающих в обслуживаемом нами поселке, в отдельном приложении.

Читайте также:  Виды дымоходов для газового отопления

При заключении договора водоснабжения в заявке обязательно указываются «сведения, необходимые для определения объемов потребленной воды, отведенных сточных вод расчетным методом при отсутствии приборов учета, в том числе степень благоустройства и этажность объектов, количество проживающих, площади жилых и нежилых помещений объектов, общие площади многоквартирных домов и жилых домов, площади земельных участков под полив — для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирных домах, собственников (пользователей) жилых домов» — пункт 17(в) Правил № 644.

Поэтому иногда организации ВКХ специально для кооперативов прикладывают к договору форму, чтобы кооператив подтвердил правильность сведений о количестве проживающих в жилых домах, а также смог бы своевременно изменять эти сведения, фиксируя изменения не в новой заявке, а путем изменения этого Приложения.

В отсутствии сведений о кол-ве проживающих расчет потребления воды может производиться в отдельных случаях по сечению трубы и нормативу скорости движения воды, т.е. по максимально возможной пропускной способности водопроводной сети, что в несколько раз дороже чем по кол-ву проживающих.

Описание расчетного метода и основания его применения указаны в разделе III «Коммерческий учет воды расчетным способом» Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»

11) Организация ВКХ рассчитала нормативы объема. А если будет превышение, то они захотят, чтобы платили по тарифам сверхнорматива?

Подпунктом «г» пункта 36 Правил N 644 установлено, что организации ВКХ имеют право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.

Организация ВКХ должна уведомить абонента об утверждении органами местного самоуправления нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод. В отсутствии утвержденных нормативов информация об объемах сточных вод имеет справочный (информационный) характер для планирования деятельности организации ВКХ. Плата за сверхнорматив в этом случае не производится.

В то же время наличие плановых объемов позволяет абоненту требовать от организации ВКХ предоставления объемов, указанных в этом Приложении. Если есть предположение, что в Приложении указаны заведомо недостоверные сведения, то абонент вправе указать организации ВКХ на необходимость внесения изменений в проект договора.

12) Сведения по сбросам они рассчитали, а требований по качеству питьевой воды в договоре нет.

Нормы качества питьевой воды указаны в «СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (прилагается). Перечислять их в договоре не обязательно.

Нормативы водоотведения по объему и составу сточных вод (с 1 января 2019 – норматив по составу сточных вод) устанавливаются органами местного самоуправления. Организация ВКХ должна уведомить абонента об утверждении органами местного самоуправления таких нормативов, в том числе и путем подписания соответствующего Приложения к договору.

13) Раздел X договора о предоставлении декларации вообще не понятен: кто должен делать декларация? Если кооператив, то для чего?

В пункте 124 Правил № 644 указано, что

«В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов, а также иные абоненты, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию.

Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на абонентов, являющихся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

14) Может ли с кооперативом заключать договор водоснабжения организация ВКХ, у которой еще нет лицензии?

Институт лицензий нужен только для проверяющих государственных организаций, чтобы штрафовать. Организация ВКХ — монополист. Нет выбора между организациями, имеющими лицензиями и не имеющими. Когда-нибудь эта организация получит лицензию, раз уже принято решение о передаче ей дел от другого поставщика воды. До предъявления вам лицензии можно, к примеру, временно приостановить оплату. Но основанием к отказу в заключении договора это не является.

Вы читали статью «Договор водоснабжения и водоотведения»

Оцените статью