- Особенности закупок электроэнергии и воды по 44‑ФЗ
- Твердая цена контракта при закупке электроэнергии
- Закупка электроэнергии у единственного поставщика
- Письмо Минфина России от 11.06.2020 № 24-01-07/50826 «О форме заключения контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по водо-, теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО и размещении сведений о нем в реестре контрактов»
- Алгоритм действий для заключения контрактов по теплоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению, канализации по 44-ФЗ
- Как по 44 фз заключать договор горячего водоснабжения
- При заключении контракта на водоснабжение с единственным поставщиком на основании п. 8 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ поставщик — водоснабжающая организация настаивает на включении в контракт условия об ответственности заказчика в размере двукратной ставки рефинансирования, а также условия о пролонгации контракта на следующий год на тех же условиях. Правомерны ли требования поставщика?
Особенности закупок электроэнергии и воды по 44‑ФЗ
Что делать заказчикам в случаях, когда итоговая сумма затрат по контрактам на поставку электроэнергии зависит от фактического объема потребления. Разбираемся вместе с Петром Воронцовым, экспертом по госзакупкам.
Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе — это актуальные и важные темы. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и состоявшимся специалистам.
Твердая цена контракта при закупке электроэнергии
При закупке электроэнергии оплата по контракту зависит от фактического объема потребления. Как оформить «недобор» и «перебор»?
В настоящее время существует два подхода к вопросу о том, как быть заказчику, если по Закону № 44-ФЗ цена контракта является твёрдой, при этом фактическая оплата по договору с субъектом естественной монополии, по договору водоснабжения, водоотведения зависит от фактического объёма потребления, — комментирует эксперт по госзакупкам, Пётр Воронцов.
Судебная практика предусматривает различные подходы:
Первый. Одни суды исходят из того, что требование заказчиков включить в контракт условие о том, что цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта основано на применении ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и является правомерным. При этом они указывают, что включение в контракт условия о твердой цене не влияет на установленный порядок оплаты (исходя из показаний приборов учета) и не освобождает заказчика от обязанности оплатить фактически потребленный объем энергии (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 по делу № А05-6874/2014).
Второй. Существует и другая позиция, согласно которой применение ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ к услугам по водоснабжению и водоотведению противоречит ст. 544 ГК РФ, которая имеет более высокую юридическую силу. Исходя из этого, условие о твердой цене считается ограничивающим право исполнителя на получение стоимости фактически оказанных заказчику услуг (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.02.2015 № Ф04-14403/2014). Заказчик не может установить цену контракта с субъектом естественной монополии в виде ориентировочного значения либо формулы и максимального значения — закупка у субъектов естественных монополий не относится к случаям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19. Позиция Минэкономразвития России заключается в том, что заказчику при заключении контракта с субъектом естественных монополий следует указывать цену контракта, а также цену за единицу товара, работы, услуги (Письмо от 04.02.2015 № Д28и-150). Таким образом, заказчику рекомендуется в условии о цене контракта указать цену за единицу приобретаемого ресурса и предполагаемый объём его потребления. Объём может быть определен исходя из показателей фактического использования за истекший период и планируемых изменений (например, расширение штата сотрудников повлечет увеличение объема потребления). Пример формулировки условия: «Цена контракта определяется исходя из объема подачи холодной (питьевой) воды, цены за единицу объема (тариф за 1 куб. м) и составляет _________________________ руб. Общество обязуется подать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в объеме __________________________ куб. м. Тариф на холодную (питьевую) воду составляет _______________ руб./куб. м.». В случае исчерпания (недобора) предусмотренного контрактом объема поставляемого товара (работы, услуги) такой объем может быть увеличен (уменьшен) по предложению заказчика, но не более чем на 10% (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Закупка электроэнергии у единственного поставщика
Вопрос от слушателя: Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком на поставку электроэнергии (у естественной монополии) по п. 4 ч. 1 ст. 93 или обязательно по п. 1 ч. 1 ст. 93?
Ответ: С одной стороны, Закон № 44-ФЗ не ограничивает закупки по предмету контракта при закупке по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. С другой стороны, для закупки услуг по электроснабжению предусмотрено отдельное основание (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), что предусматривает необходимость размещения извещения в ЕИС. То есть дополнительное действие, которое по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не предусмотрено. На мой взгляд, закупить услуги электроснабжения возможно и по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако, есть мнение в экспертном сообществе, что такая закупка может нарушать требования ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Письмо Минфина России от 11.06.2020 № 24-01-07/50826 «О форме заключения контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по водо-, теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО и размещении сведений о нем в реестре контрактов»
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
В Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Кроме того, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности и законности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках компетенции полагаем необходимым отметить, что согласно положениям части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта.
При этом в соответствии с частью 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, требования частей 4 — 9, 11 — 13 указанной статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
Таким образом, в случае если контракт заключается с единственным поставщиком на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) (пункт 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ), к указанному контракту могут не применяться требования, предусмотренные частями 4 — 9, 11 — 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
В указанном случае контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
По вопросу внесения сведений по контрактам в реестр контрактов сообщаем, что положениями части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ установлены перечень документов и информация, подлежащие включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее — реестр контрактов).
Так, согласно части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включается в том числе информация об источнике финансирования, объекте закупки, цене контракта и сроке исполнения контракта, цене единицы товара, работы или услуги, а также копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.
Частью 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 — 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 указанного Федерального закона информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство) (за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 103 Закона N 44-ФЗ).
При этом Федеральное казначейство проверяет наличие предусмотренных частью 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения. В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.
Учитывая изложенное, заказчик после заключения контракта с единственным поставщиком на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ обязан направить информацию, предусмотренную частью 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ, в том числе информацию об источнике финансирования, объекте закупки, цене контракта и сроке исполнения контракта, а также копию заключенного контракта.
В этой связи необходимо отметить, что согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (далее — Постановление N 645) типовая форма договора на водоснабжение и водоотведение предусматривает в том числе информацию о предмете договора (объекте закупаемых услуг) и порядке оплаты таких услуг.
При этом пунктом 6(1) Постановления N 645 предусмотрены особенности договора, в случае если такой договор заключен с абонентом, осуществляющим закупки услуг по холодному водоснабжению в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе устанавливающие сумму, подлежащую уплате.
Алгоритм действий для заключения контрактов по теплоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению, канализации по 44-ФЗ
Алгоритм действий при заключении контракта сводится к следующему:
1) Вносится в план — график информация о планируемом заключении контракта с учетом рекомендаций Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н.
По смыслу п. 6 Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, можно трактовать фразу «не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки» как менее 10 дней, т.е. на следующей, к примеру, день после внесения изменений в план график , так и не ранее 10 дней, т.е. 10 и более дней до даты опубликования извещения.
Мое мнение, что в данном пункте содержится логическая ошибка в виде взаимоисключающих понятий, поэтому на усмотрение заказчика по срокам опубликования закупки.
2) Согласно ч. 4 Закона 44-ФЗ необходимо подготовить расчет и обоснование цены контракта. Мое мнение, что необходимо использовать тарифный метод на основании тарифов поставщика с которым будет заключаться контракт. При отказе поставщика представить тарифы необходимо напрямую заключать контракт, однако в контракте все равно будут указаны расценки. При проверке контролирующих органов сослаться на указанные в контракте расценки, т.к., по существу, это и будут тарифы.
3) Выбрать необходимые пункты для заключения контракта в рамках ст. 93 Закона 44-ФЗ. Например:
1. осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
8. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
29. заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
4) В силу ч. 2 ст. 93 Закона 44-ФЗ разместить на сайте извещение об осуществлении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).
Исключение составляет п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, при заключении контракта отсутствует необходимость размещать на сайте извещение об осуществлении такой закупки.
Как по 44 фз заключать договор горячего водоснабжения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
При заключении контракта на водоснабжение с единственным поставщиком на основании п. 8 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ поставщик — водоснабжающая организация настаивает на включении в контракт условия об ответственности заказчика в размере двукратной ставки рефинансирования, а также условия о пролонгации контракта на следующий год на тех же условиях.
Правомерны ли требования поставщика?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter