Лиаз 5256 система отопления

Лиаз 5256 система отопления

ЛиАЗ-5256. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ

Отопление автобуса осуществляется жидкостной системой отопления, использующей тепло системы охлаждения двигателя и (или) жидкостного подогревателя 3 (рис. 17-10).

Жидкостный подогреватель 3, включенный в систему отопления автобуса, служит для поддержания теплового режима в салоне и кабине водителя как при работающем, так и при неработающем двигателе. Этот же подогреватель используется для подогрева двигателя. Циркуляция жидкости при неработающем двигателе осуществляется циркуляционным насосом 4, а при работающем двигателе — циркуляционным насосом 4 и водяным насосом двигателя.

При заполнении системы жидкостью и сливе ее из системы необходимо открыть воздушные клапаны, расположенные на отопителях салона.

Вентиляция автобуса может осуществляться естественным и принудительным способом.

Естественная вентиляция автобуса осуществляется за счет воздухозаборников, расположенных в передней части под ветровым стеклом, трех аварийно-вентиляционных люков 14 и раздвижных форточек боковых окон. Принудительная вентиляция производится четырьмя потолочными электровентиляторами (устанавливаются по отдельному заказу) и поворотным электровентилятором, установленным в кабинете водителя.

Рис. 17-10. Схема системы отопления и вентиляции:
1, 7 — подводящий трубопровод, 2 — запорные вентили; 3 — жидкостный подогреватель; 4 — циркуляционный насос; 5 — топливопроводы (к жидкостному подогревателю); 6, 9, 16 — отопители салона; 8 — отводящий трубопровод; 10 — передний отопитель кабины водителя (под сиденьем); 11 — шланг подвода воздуха к ногам водителя; 12 — шланги подвода воздуха для обдува ветрового стекла; 13 — сопла обдува ветрового стекла, 14 — аварийно-вентиляционные люки; 15 — передний отопитель

Лиаз 5256 система отопления

ЛиАЗ-5256. ЖИДКОСТНЫЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ И ЦИРКУЛЯЦИОННЫЙ НАСОС

Жидкостный подогреватель и циркуляционный насос предназначены для эффективного отопления кабины и салона автобуса, в том числе и на стоянке при неработающем двигателе, а также для предпускового разогрева и поддержания теплового состояния двигателя.

Жидкостный подогреватель работает только в комплексе с циркуляционным насосом. Циркуляционный насос может работать автономно (без включения подогревателя), например, для ускоренного отвода тепла от двигателя или лучшей циркуляции охлаждающей жидкости в системе отопления автобуса. На автобусе устанавливаются жидкостный подогреватель модели 141 8106-01 и циркуляционный насос модели 34.3730. Возможна также установка циркуляционного насоса U4814 фирмы WEBASTO.

Питание жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса топливом и электроэнергией осуществляется от источников автобуса. Система охлаждения двигателя и система отопления должны быть заполнены охлаждающей жидкостью.

Техническая характеристика жидкостного подогревателя

Теплопроизводительность. кВт (ккал/ч). 23,3±2,3 (20000±2000)

Расход топлива, л/ч. 3±0,3

Номинальное напряжение, В. 24

Рабочее напряжение, В. 20—30

Потребляемая мощность (без циркуляционного насоса), Вт . . 90±9 Допустимое рабочее давление жидкости,

кПа (кгс/см2). 40-200 (0,4-2)

Объемная доля оксида углерода (СО) в отработавшем газе, %,

Объемная доля диоксида углерода (С02), %. 9—12

Дымность, г/м3, не более. 0,125

Техническая характеристика циркуляционного насоса модели 34.3730

Номинальное напряжение, В. 24

Потребляемый ток, А, не более. 5,5

Подача жидкости, л/ч, не менее. 4300

Номинальный режим работы. продолжительный S1 ГОСТ 183-74

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Запрещается включать циркуляционный насос при отсутствии охлаждающей жидкости в системе.

Перед вводом в эксплуатацию подогревателя или после замены жидкости следует удалить воздух из системы охлаждения двигателя.

Разборка, сборка и проверка подогревателя и циркуляционного насоса должны проводиться квалифицированными специалистами в мастерской, располагающей необходимыми инструментами и оборудованием.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
При пользовании жидкостным подогревателем нужно помнить, что нарушение правил эксплуатации подогревателя или его неисправности могут стать причиной пожара.

Читайте также:  Проектирование отопления детских садов

— работа жидкостного подогревателя в закрытых невентилируемых помещениях;

— использование подогревателя при незаполненной системе охлаждения двигателя;

— включение подогревателя без топлива;

— выключение подогревателя до окончания цикла продувки (выключения электродвигателя подогревателя), так как это может привести к возрастанию температуры внутри подогревателя и обгоранию электропроводки;

— работа подогревателя в местах заправки автобуса топливом. Безопасная эксплуатация подогревателя обеспечивается прежде всего исправным состоянием защитных устройств. Применение плавких предохранителей строго обязательно.

Открывать кожух горелки подогревателя можно только после отключения электропитания и окончания цикла продувки. При работающем подогревателе открывать горелку не разрешается, так как внутри находится источник высокого напряжения — 20 кВ. После закрытия кожуха горелки необходимо затянуть гайки на откидных болтах.

Жидкостный подогреватель (рис. 17-12) состоит из двух основных частей: теплообменника 14 и горелки (слева от завихрителя 20).

Теплообменник представляет собой две сварные трубы, заглушенные днищами. В пространстве между трубами циркулирует подогреваемая жидкость — теплоноситель. В качестве теплоносителя используется охлаждающая жидкость двигателя. Внутрь теплообменника вставлена жаровая труба — камера сгорания 17 с завихрителем. Внутри камеры сгорания происходит непосредственное горение топлива.

К наружной трубе теплообменника приварены входной патрубок 11 и выходной патрубок 16 подогреваемой жидкости, патрубок 19 выхода отработавших газов, а также крепится штуцер с термопредохранителем

15 (закрыт пластмассовым кожухом) для автоматического отключения подогревателя в аварийном режиме (например, при перегреве)

Горелка состоит из электродвигателя 4 постоянного тока с расположенной на его валу пластмассовой крыльчаткой 6, топливного насоса 22, форсунки 13, электромагнитного клапана 9, индикатора пламени 21 и двух электродов зажигания 12 Горелка обеспечивает необходимый тепловой режим подогреваемой среды Составные части горелки расположены в литом алюминиевом корпусе

Электродвигатель с крыльчаткой образуют электровентилятор, который служит для создания необходимого для горения и продувки потока воздуха

Топливный насос 22 шестеренный, малогабаритный, предназначен для подачи топлива в форсунку при определенном давлении Привод насоса осуществляется от электродвигателя 4 через зубчатую передачу 25 Форсунка 13 распыляет подаваемое от насоса топливо

Электромагнитный клапан 9 управляет работой форсунки (открывает и закрывает ее по команде блока управления 2 в зависимости от режима работы подогревателя

Индикатор пламени 21 находится в непосредственной близости от форсунки и пламени и в зависимости от освещенности (воздействия от пламени горелки) подает команды на высоковольтный источник напряжения 3, включая или выключая его Два электрода зажигания 12 расположены перед форсункой и обеспечивают зажигание топлива за счет искры между ними при подаче высокого напряжения от источника напряжения 3

Электродвигатель вентилятора закрыт снаружи кожухом 1, на котором в пазу закреплен блок управления Сверху на кожухе крепится высоковольтный источник напряжения 3, а снизу всасывающий воздушный патрубок 26 с регулируемой заслонкой для забора воздуха для горения

Кожух 1 (рис 17-13) крепится к теплообменнику на оси 4 с помощью откидных болтов и может быть открыт для удобства доступа к элементам горелки при ее обслуживании

На рис 17-14, 17-15, 17-16, 17-17 показано устройство, соответственно, передней части подогревателя, топливного насоса и электромагнитного клапана, корпуса вентилятора и корпуса горелки, теплообменника подогревателя

Для регулирования температуры охлаждающей жидкости используется термодатчик, устанавливаемый в жидкостной системе на входе или выходе рабочей жидкости При продолжительном режиме работы подогревателя термодатчик устанавливается на входном патрубке теплообменника, при нормальном режиме работы — на выходном патрубке Свободное отверстие заглушается

Читайте также:  Как собирают чугунные батареи отопления

Рис. 17-12. Продольный разрез жидкостного подогревателя
I — кожух горелки, 2 — блок управления, 3 — высоковольтный источник напряжения, 4 — электродвигатель,5 — муфта,6 — крыльчатка, 7 — подшипник качения, 8 — наконечник электрода зажигания, 9 — электромагнитный клапан подачи топлива 10 — корпус форсунки,
II — входной патрубок для жидкости, 12 — электрод зажигания, 13 — форсунка, 14 — теплообменник 15 — термопредохранитель, 16 — выходной патрубок для жидкости 17 — камера сгорания, 18 — внутренняя труба теплообменника, 19 — патрубок выхода отработавших газов, 20 — завихритель, 21 — индикатор пламени, 22 — топливный насос, 23 — сливной топливопровод, 24 — топливопровод подачи, 25 — зубчатая
передача, 26 — всасывающий воздушный патрубок

Рис. 17-13. 1 -габаритиые и монтажные размеры жидкостного подогревателя:
1 — кожух горелки; 2 — топливопроводы; 3 — винт регулировки воздухозабора; 4 — ось поворота горелки; 5 — винт стяжной ленты; 6 — стяжная лента; 7 — откидной винт; 8 — сливная пробка; 9 — кожух; 10 — гайка кожуха; 11 — фланец газоотводящего патрубка; А — угол открывания крышки горелки при обслуживании

Рис. 17-14. Передняя часть подогревателя:
1, 6 — шурупы, 2 всасывающий воздушный патрубок; 3 — блок управления, 4 — кожух, 5 — высоковольтный источник напряжения, 7,12 —винты, 8, 11 —шайбы, 9 — электродвигатель, 10 — пластина, 13, 14 — полумуфты


Рис. 17-15. Топливный насос и электромагнитный клапан:
1 — стопорная шайба; 2 — шестерня; 3 — электромагнит с запорным устройством; 4 — наконечник с пружиной; 5 — электрод зажигания; 6 — скоба; 7, 13, 16, 19, 23 — шайбы; 8 — болт; 9 — индикатор пламени; 10 — форсунка; 11, 17, 21—топливопроводы; 12, 20, 22 —виты; 14 —корпус форсунки; 15 — штуцер; 18 — топливный насос; 24 — панель горелки

Рис. 17-16. Корпус вентилятора и корпус горелки:
1 — корпус вентилятора; 2 — кольцо; 3 — винт; 4,12 — шайбы; 5 — компенсационная шайба; 6 — штифт; 7 — вал; 8 — шариковый подшипник; 9 — крыльчатка вентилятора;
10 — уплотнительная втулка; 11 —корпус горелки; 13 — шестерня; 14 — гайка

Рис. 17-17. Теплообменник:
1 — камера сгорания; 2, 8 — гайки; 3, 15, 20 — шайбы; 4 — штифт; 5, 18 — болты; 6 — ось; 7 — кожух; 9 — шпилька; 10 — винт; 11 — хомутик; 12 — пластина; 13 — термопредохранитель; 14 — штуцер; 16 — теплообменник; 17 — стяжная лента; 19 — скоба; 21 — заглушка

Лиаз 5256 система отопления

ЛиАЗ-5256. ОТОПЛЕНИЕ автобуса — электросхема

Отопление автобуса осуществляется за счет циркуляции горячей охлаждающей жидкости, нагреваемой в двигателе и (или) жидкостном подогревателе и отдающей тепло в отопителях салона и кабины водителя. Функционально электрическая система управления отоплением делится на две независимые системы: управление отопителями и управление жидкостным подогревателем.

Схема включения отопителей кабины и салона приведена на рис. 16-32. Для вентиляторов отопителей используются электродвигатели МЭ237. Регулирование теплоотдачи отопителями выполняется за счет изменения частоты вращения вентиляторов отопителей. Для этого предусмотрено два варианта включения вентиляторов в цепь питания: подключение «массы» через дополнительные сопротивления R1 и R2 — малая частота вращения; подключение без сопротивлений — повышенная частота вращения (кроме отопителя кабины 11, для которого предусмотрена одна частота вращения).

Читайте также:  Виды каменного угля для отопления частного дома

Схема включения жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса приведена на рис. 16-33. Жидкостный подогреватель должен ра-ботать обязательно вместе с циркуляционным насосом. При включении подогревателя и насоса выключателем 4 начинает работать электродвигатель 2 с циркуляционным насосом, приводится в рабочее состояние жидкостный подогреватель 1, загорается контрольная лампа фонаря 3. Работой подогревателя автоматически управляет электронный блок. Если температура теплоносителя (охлаждающей жидкости двигателя) ниже заданного значения (что может быть как в момент включения, так и наступить позднее), термодатчик ВК1 выдает сигнал в электронный блок, по которому подогреватель начинает активную фазу работы. Электронный блок управления подогревателем будет по определенной программе включать и выключать высоковольтный источник напряжения GB2, электромагнитный клапан Y1 и электродвигатель М2 вентилятора. При включении высоковольтного источника напряжения между запальными электродами Е1 и Е2 появится искра, топливо воспламенится. При устойчивом горении пламени индикатор пламени BL1 отключит высоковольтный источник напряжения. Горение будет продолжаться до тех пор, пока температура жидкости не достигнет заданного значения, после чего термодатчик выдаст сигнал, по которому электромагнитный клапан Y1 отключится, подача топлива и горение прекратятся. Электродвигатель М2 вентилятора будет еще некоторое время работать для продувки камеры сгорания, затем отключится. На этом цикл активной фазы работы подогревателя заканчивается, он переходит в режим ожидания.

Далее циклы активной фазы работы будут повторяться каждый раз, когда температура теплоносителя опускается ниже заданного значения. Программой электронного блока управления предусмотрено быстрое отключение высоковольтного источника напряжения и электромагнитного клапана в случае, если по каким-либо причинам розжиг не произошел, а также при неисправности подогревателя. Если температура теплоносителя превысит определенный предел (в случае отказа датчика температуры), автоматическое отключение клапана Y1 выполнит термопредохранитель F1. При этом подача топлива и горение прекратятся.

Циркуляционный насос может работать автономно, без подогревателя. Для этого в схеме предусмотрен отдельный выключатель 5 и контрольная лампа фонаря 6.

Рис. 16-32. Схема включения отопителей кабины и салона:
1 — термобиметаллический предохранитель 29.3722 (на панели предохранителей в кабине, кнопочный, передний);
2 — переключатель П147-04.36 управления передним отопителем,
3 — передний отопитель (обогрев ветрового стекла и отопление кабины);
4, 7 — переключатель П147-04.11 управления отопителями салона;
5, 6, 8, 9 —отопители салона: Ml, М2 — электродвигатели МЭ237; Rl , R2 —сопротивление 12.3729;
10 — выключатель ВК343-01.47 (управление отопителем кабины);
11 — отопитель кабины;
I — к системе обогрева зеркал заднего вида (см. рис. 16-39, II);
II — от системы электроснабжения (см. рис. 16-2, III);
III — от системы звукового сигнала (см. рис 16-27, II)

Рис. 16-33. Схема включения жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса:
1 — жидкостный подогреватель 141.8106-01. ВК1 — термодатчик; BL1 — индикатор пламени 221.3741; El, Е2 — запальный электрод 37.3707; F1 — термопредохранитель 19 3722; GB2 — высоковольтный источник 4001.3734 напряжения; М2 — электродвигатель 8901.3730; ХР1, ХР2, ХРЗ — колодки блока управления; Y1 — электромагнитный клапан;
2 — электродвигатель с циркуляционным насосом 34.3730 или U4814 (фирмы WEBASTO);
3 — фонарь 124.3803 контрольной лампы включения циркуляционного насоса (на левом щитке приборов в кабине);
4 — выключатель ВК343-01.22 жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса (на левом щитке приборов в кабине);
5 — выключатель ВК343-01.18 циркуляционного насоса (на левом щитке приборов в кабине);
6 —фонарь 124.3803 контрольной лампы включения подогревателя и циркуляционного насоса (на левом щитке в кабине)

Оцените статью