Оплата горячего водоснабжения по двухкомпонентному тарифу

Использовать КВР 247 для оплаты горячей воды нельзя. А если тариф двухкомпонентный?

wujekspeed / Depositphotos.com

Согласно приведённому в Порядке № 85н описанию вида расходов 247 «Закупка энергетических ресурсов», данный КВР предназначен для отражения оплаты:

  • потребленных энергетических и/или коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические и/или коммунальные ресурсы;
  • услуг транспортировки указанных энергетических и/или коммунальных ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям.

Специалисты финансового ведомства в очередной раз подчеркивают: в указанном описании приведён закрытый перечень видов ресурсов. Для отражения по КВР 247 иных расходов, не перечисленных в описании, оснований нет. В том числе не может быть применен КВР 247 и для оплаты горячей воды (Письмо Минфина России от 30 декабря 2020 г. № 02-05-10/116504).

Казалось бы, все понятно. Но на практике договоры с ресурсоснабжающими организациями часто имеют неоднозначный предмет и сложные условия. И возникает вопрос: как быть, например, при оплате горячего водоснабжения с применением двухкомпонентных тарифов, когда учреждение оплачивает потребление горячего водоснабжения, которое состоит из теплоносителя – воды и теплоэнергии для ее подогрева? Следует ли в этом случае расходы на теплоэнергию для подогрева отражать с применением КВР 247? И как оплачивать договор с энергосбытом, предполагающий одновременно поставку электроэнергии и энергосервисные услуги?

Разберемся в таких ситуациях:

В соответствии с каким законом заключен договор?

Возможный предмет договора, предусмотренный законом

Горячая вода и теплоснабжение

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Поставка может осуществляться забором горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения)

Договор горячего водоснабжения

Может быть установлен двухкомпонентный тариф: компонент на холодную воду (куб.м) и компонент на тепловую энергию (Гкал)

Описанием КВР 247 водоснабжение не предусмотрено. Поэтому оплата тепловой энергии в рамках договора горячего водоснабжения через присоединенную водопроводную сеть из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения по договору горячего водоснабжения, заключенному по Закону о водоснабжении и водоотведении, применение КВР 247 не применяется

Федеральный закон от 27 июля2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»

Может быть установлен один из тарифов:
1. На тепловую энергию, производимую/ поставляемую с использованием теплоносителя (Гкал);

Напомним, что по КВР 247 оплачиваются потребленные энергетические ресурсы в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения.

По комбинированному договору теплоснабжения и поставки горячей воды потребители, подключенные к открытой системе теплоснабжения/ горячего водоснабжения, приобретают:

  • тепловую энергию;
  • теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения.

Поэтому при оплате горячего водоснабжения и отопления с применением двухкомпонентных тарифов расходы на оплату тепловой энергии, используемой на подогрев воды/пара в рамках договора теплоснабжения и поставки горячей воды могут быть отражены по КВР 247

То есть если в счетах на оплату по такому договору суммы за водоснабжение (куб.м) и за нагрев воды (Гкал) показаны обособленно (раздельно), то вполне обоснованно можно оплачивать такой счет, разделив его по двум КВР:

  • 244 – для воды/пара (куб.м.)
  • 247 – для теплоэнергии на подогрев.

В любом случае не стоит забывать о постановлении ВАС РФ, согласно которому ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания Порядка применения КБК невозможно с очевидностью установить, на какой код следовало бы отнести те или иные расходы, или если расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации. (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23)

3. Неделимый тариф на тепловую энергию и теплоноситель

Договор поставки энергетических ресурсов, включающий в себя условия энергосервисного договора/ контракта

При заключении такого смешанного контракта, сочетающего в себе условия договора поставки и энергосервисного договора, у учреждения может не быть возможности выделить стоимость отдельных услуг для распределения расходов между КВР 247 и 244. Поскольку Порядком № 85н правила выбора КВР для такой ситуации не установлены, по нашему мнению, для определения нужного кода необходимо выделить основную направленность комплексной услуги, оказываемой в рамках договора. И сделать это должна комиссия, обладающая полной и достоверной информацией об объемах услуг, которые будут получены в рамках этого контракта. И если комиссия установит, что основной направленностью комплексной услуги является поставка энергетических ресурсов, учреждение может отражать оплату такого контракта по КВР 247

Читайте также:  Задолженность по услугам водоснабжения

В этом случае контракт не предполагает поставки энергетических ресурсов, а только энергосервисные услуги. Поэтому применение КВР 247 здесь будет необоснованным

Продолжим тему расчетов за электроэнергию. Практикуется и такой вид договоренностей: сторонняя организация (абонент) по договору разрешает учреждению (субабоненту) подключиться к своим электросетям и использовать электроэнергию, получаемую абонентом от поставщика – энергосбыта, а учреждение оплачивает фактически потребленную из сети абонента электроэнергию. Однозначно квалифицировать такие отношения в качестве исполнения договора поставки электроэнергии или договора возмещения расходов сторонней организации, по крайней мере, бухгалтеру, затруднительно.

Здесь, прежде всего, стоит обратиться к нормам Гражданского кодекса. Так отношения, связанные с передачей энергии, возникающие между абонентом – организацией и субабонентом – учреждением, регулирует п. 1 ст. 539 и ст .545 ГК РФ. Эти отношения возникают в рамках договора энергоснабжения/ поставки электроэнергии, но только в том случае, если в наличии у субабонента – учреждения есть собственное энергопринимающее устройство, технологически присоединенное к сетям энергоснабжающей или сетевой организации через принадлежащее организации – абоненту оборудование: электрические сети, трансформаторные подстанции и т.д.

Учитывая такие нюансы, наиболее правильным будет поручить квалификацию возникших отношений между организацией – абонентом и учреждением – субабонентом юристам и техническим специалистам учреждения. Именно они, а не бухгалтер должны определить, являются ли эти отношения договором поставки и расчеты осуществляются между субабонентом и абонентом, и тогда рассматриваемые расходы можно отразить по КВР 247, или же это договор возмещения расходов, и их нужно учитывать по КВР 244, потому что перечень расходов по КВР 247 является закрытым и в нем не предусмотрено возмещение расходов.

Что такое двухкомпонентный тариф на горячую воду, где применяется?

Переход на двухкомпонентный тариф на горячую воду произошел в России несколько лет назад. Но у жителей до сих пор возникают вопросы по данной системе, а управляющие компании могут ошибаться при начислении оплаты.

В статье приведены подробные разъяснения метода расчета с двумя компонентами.

Расшифровка и определение

Двухкомпонентный тариф — это система расчета платы за горячую воду по двум компонентам.

Он включает следующие элементы:

  • стоимость подачи ХВ;
  • стоимость тепловой энергии, затраченной для подогрева.

Ставка на ГВ устанавливается коммунальными службами.

При этом жильцы платят за потреблённое количество ресурса по счётчику или по установленным нормативам.

С одним и двумя компонентами — отличия

Оплата по одному составляющему предполагает учёт стоимости нагрева 1 м3 ХВ до определенной температуры. Расход тепловой энергии при этом определяется нормативами. В случае же с двухкомпонентной системой берется в учёт количество энергии, затраченной на нагревание.

Когда используется с двумя компонентами?

Тариф используется в случаях, когда тепловая энергия расходуется нерационально — затраченные ресурсы не обеспечивают нагревания до нужного уровня, а оплата взимается как за полноценную услугу.

Уполномоченные органы устанавливают норму тепловой энергии, затраченной на нагревание, что непосредственно определяет оплату.

Это зависит от некоторых факторов:

  1. Способ подогрева производится в закрытой или открытой системе. Второй вариант учитывает затраты на теплоноситель и выработанную тепловую мощность.
  2. Конструкции многоэтажного дома.
  3. Использования определенного оборудования для осуществления забора ресурса.

Производитель услуги может закладывать в основу расходы на осуществление санитарных и гигиенических процедур: средства для обработки и фильтрации ресурса, химические составы. Эти мероприятия поставщик обязан проводить для повышения качества ресурса до установленных норм.

Горячую воду обеззараживают до уровня, аналогичного свойствам холодной: непригодность для питья, но отсутствие в ней вредных и опасных микроорганизмов. Это тоже включается в оплату.

В подобных ситуациях двухкомпонентная система окажется целесообразнее. Она систематизирует порядок расчета коммунальных услуг для постепенного перехода на мировые стандарты.

Расчет платы

Вот основные параметры, необходимые для расчета платы за ГВ. Объем энергии, затраченной на нагревание 1 м3 ресурса, измеряется в Гкал.

Чтобы нагреть 1 гр на 1 градус при нормальном давлении атмосферы, необходима 1 калория. 1 гигакалория позволяет повысить на 1 градус 1000 т воды.

Формула и алгоритм расчета

Для определения необходимой теплоэнергии, норма, действующая в населенном пункте, как необходимая величина для нагревания 1 м3, умножается на израсходованный объем.

Объем определяется по счётчику или установленному нормативу. Затем норматив помножается на число проживающих в квартире.

Тепловая энергия вычисляется произведением объема израсходованного ресурса и норматива затрат теплоэнергии, потраченной на подогрев.

Читайте также:  Водоснабжение частного дома не отключается

Примеры

Рассмотрим несколько примеров расчета.

Если в помещении установлен прибор учёта

Необходимые данные:

  1. Объем израсходованной воды — 4 м3.
  2. Ставка на ХВ — 28.37 руб за 1 м3.
  3. Норматив затрат теплоэнергии — 0.059 Гкал за 1 м3.
  4. Ставка на теплоэнергию — 2468.16 руб за 1 Гкал.

Вычисление

  • Объем тепла, затраченный на нагревание 4 м3: 4*0.059 = 0.236 Гкал.
  • Плата: 4*28.37+0.236*2468.16 = 695.97.

Если счётчик отсутствует, квартира расположена в многоэтажном доме

Необходимые данные:

  1. Количество проживающих — 4 человека.
  2. Норматив на ГВ — 3.2 м3 на человека.
  3. Ставка на ХВ — 28.37 руб за 1 м3.
  4. Норматив затрат теплоэнергии — 0.059 Гкал за 1 м3.
  5. Ставка на теплоэнергию — 2468.16 за 1 Гкал.

Вычисление:

  • Объем ГВ, потребленный жильцами: 4*3.2 = 12.8 м3.
  • Количество теплоэнергии, потраченной на нагревание: 12.8*0.059 = 0.7552 Гкал.
  • Плата: 12.8*28.37+0.755*2468.16 = 2227.09 руб.

Заключение

Двухкомпонентный вариант удобен для жителей, поскольку он позволяет самостоятельно рассчитать оплату за горячую воду.

Если ресурс подавался чуть теплый, компания к оплате начислит меньше, что при однокомпонентном тарифе было неприменимо. Усовершенствованная система даёт возможность собственникам контролировать расходы, а управляющим компаниям — систематизировать расчет произведенных услуг.

Оплата горячего водоснабжения по двухкомпонентному тарифу

Пунктом 9 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В уже далеком 2015 году (а именно 14 февраля) было принято Постановление Правительства № 129 (далее-ПП 129), которым внесены изменения в Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг (далее-ЖКУ) собственникам жилья в многоквартирных домах (далее-МКД) и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года (далее-Правила 354), а также в Постановление Правительства № 306 от 23 мая 2006 года в части регулирования стоимости горячего водоснабжения (далее-ГВС) при использовании двухкомпонентных тарифов.

Данные изменения позволили разобраться с проблемой перевода двухкомпонентного тарифа в однокомпонентный, предусмотренный Правилами № 354 — для выставления потребителю в рублях за кубометр горячей воды. Новые формулы помогли в определении расхода теплоэнергии для подогрева ГВС, что позволило устанавливать теплосодержание кубометра горячей воды в соответствии с актуальными нормативно-правовыми актами вместо использования спорной цифры 0,06 Гкал/куб.метр.

В ПП 129 была указана обязанность органов государственной власти субъектов РФ об утверждении норматива потребления холодной воды с целью предоставления услуги по ГВС в жилых помещениях, а также норматив расхода теплоэнергии для подогрева холодной воды в срок не позднее 01 января 2018 года.

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время у управляющих МКД имеется четкий механизм начисления платы с целью выставления корректных квитанций для оплаты потребителями. Однако судебная практика в России — неиссякаемый источник разрешения спорных моментов, которые вроде априори понятны и расписаны в НПА, но становятся камнем преткновения в сложившихся «добрых» отношениях управляющих организаций (далее-УО) с ресурсоснабжающими организациями (далее-РСО).

11 июля 2018 года Верховный суд РФ вынес любопытное определение по делу № 305-ЭС18-3486. РСО просила взыскать с абонента (УО) задолженность и пени по договорам на отпуск горячей воды и теплоснабжения. Разногласия между двумя компаниями возникли из-за разных методик исчисления объёма горячей воды. РСО применяла повышающий коэффициент, так как в доме, из-за которого возник спор, не был установлен общедомовой счётчик. УО применяла двухкомпонентный норматив на подогрев воды и настаивала на том, что количество горячей воды должно рассчитываться исходя из норматива расхода теплоэнергии, использованной на подогрев воды, а при таком методе расчёта не имеет значения, установлен ли на доме общедомовой счётчик горячей воды.

Суды апелляционной и кассационной инстанции встали на сторону РСО, что и явилось причиной обращения УО в Верховный суд РФ, который отменил принятые по делу судебные акты в части взыскания задолженности по договору на отпуск горячей воды и дело в отмененной части направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку у судов нижестоящих инстанций отсутствовали основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствоваться показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе по следующим основаниям:

«…Частично удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 309, 310, 329-333, 539, 542, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, и исходили из доказанности материалами дела задолженности компании по оплате горячей воды и тепловой энергии, указав на несоблюдение обществом претензионного порядка в отношении задолженности за декабрь 2016 года.

Читайте также:  Что лучше для отопления квартиры полипропилен

При этом, отклоняя довод апелляционной жалобы компании о том, что при расчетах за горячую воду по двухкомпонентному тарифу количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды, должно исчисляться по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, суд апелляционной инстанции, выводы которого оставлены без изменения судом округа, сослался на пункт 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении, в силу которого определение количества тепловой энергии (теплоносителя) расчетным путем допускается только в случае отсутствия приборов учета, отказав в перерасчете объема потребленной по договору № В 14/16 тепловой энергии.

Между тем судами не учтено следующее.

В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (далее — МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу прямого указания пункта 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию — исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами — пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.

Таким образом, в силу Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.

Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi п и Qi одн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Поскольку компания ссылалась на необходимость расчета количества тепловой энергии, использованной на подогрев воды по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, у судов отсутствовали основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствоваться показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению.

Ввиду того, что судами первой и апелляционной инстанций допущено существенное нарушение законодательства, регулирующего порядок определения платы за горячую воду, поставленную ресурсоснабжающей организацией в МКД в целях оказания соответствующей коммунальной услуги, а судом округа эти нарушения не исправлены, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части удовлетворения иска об оплате горячей воды и пеней по договору № В 14/16 от 01.09.2016…»

Учитывая вышеизложенное, Верховный суд РФ в споре между УО и РСО суд встал на сторону УО и разъяснил, что РСО должна использовать двухкомпонентный тариф при расчёте объёма горячей воды. Применимый РСО «закон — что дышло: куда повернёшь-туда и вышло» в данном случае судебного подтверждения в высшей инстанции не нашёл.

Оцените статью