- Государственное казенное учреждение Центр координации ГУ ИС Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы
- Правила отопления жилого дома
- Нормативная база
- Виды отопления в жилых домах
- Строительные нормы и правила
- Нормы отопления в жилом доме
- Особенности отопления многоквартирного дома
- Особенности отопления частного дома
- Правила пользования и предоставления отопления
- Правила расчета тепла
- Правила оплаты отопления
- Действия в случае несоблюдения норм отопления
Государственное казенное учреждение Центр координации ГУ ИС Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы
О СТАНДАРТАХ ГОРОДА МОСКВЫ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
ПРАВ ГРАЖДАН НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ
ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Список изменяющих документов
(в ред. законов г. Москвы от 30.10.2013 N 57,
от 25.02.2015 N 6, от 26.12.2018)
Настоящий Закон устанавливает стандарты города Москвы, применяемые при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии).
Статья 1. Общие положения
В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации стандарты города Москвы, применяемые при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на предоставление субсидий, состоят из:
1) стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий;
2) стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг;
3) стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Статья 2. Стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий
Размер стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, составляет для:
1) одиноко проживающего гражданина — 33 квадратных метра общей площади жилого помещения;
2) семьи, состоящей из двух человек, — 42 квадратных метра общей площади жилого помещения;
3) семьи, состоящей из трех и более человек, — 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Статья 3. Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг
1. Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из:
1) платы за содержание и ремонт жилых помещений, рассчитанной по утвержденной Правительством Москвы для нанимателей жилых помещений цене за содержание и ремонт жилых помещений, за площадь, занимаемую в пределах установленных Правительством Москвы норм площади жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, расположенных в жилых домах со всеми видами удобств, с лифтом и мусоропроводом;
2) платы за коммунальные услуги, рассчитанной по утвержденным Правительством Москвы для населения ценам и тарифам за:
а) отопление (в пределах установленных Правительством Москвы норм площади жилых помещений и нормативов потребления тепловой энергии на отопление);
б) централизованное горячее водоснабжение (в пределах установленных Правительством Москвы нормативов потребления горячей воды при оборудовании жилого помещения водопроводом и канализацией, ванной с централизованным горячим водоснабжением);
(в ред. Закона г. Москвы от 30.10.2013 N 57)
в) газоснабжение (в пределах установленных Правительством Москвы нормативов потребления газа при наличии в жилом помещении газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения);
г) холодное водоснабжение (в пределах установленных Правительством Москвы нормативов водоснабжения при оборудовании жилого помещения водопроводом и канализацией, ванной с централизованным горячим водоснабжением);
д) водоотведение (в пределах установленных Правительством Москвы нормативов водоотведения при оборудовании жилого помещения водопроводом и канализацией, ванной с централизованным горячим водоснабжением);
е) электроснабжение (в пределах нормативов потребления электроэнергии, установленных Правительством Москвы для одиноких граждан или семей, проживающих в жилом помещении, оборудованном газовой плитой);
3) платы за пользование жилым помещением (платы за наем), рассчитанной в порядке, определенном Правительством Москвы, по соответствующей ставке платы за пользование жилым помещением, принадлежащим на праве собственности городу Москве, для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, утвержденной Правительством Москвы;
(п. 3 введен Законом г. Москвы от 30.10.2013 N 57)
4) минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
(п. 4 введен Законом г. Москвы от 25.02.2015 N 6)
1.1. Размер стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для лиц, указанных в пунктах 1-3 части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяется исходя из норм, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи. Размер стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений определяется исходя из норм, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, а в случае уплаты собственниками жилых помещений в соответствии с требованиями жилищного законодательства взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах — исходя из норм, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 1 настоящей статьи.
(часть 1.1 введена Законом г. Москвы от 30.10.2013 N 57; в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2015 N 6)
2. Размер стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности рассчитывается исходя из стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и ежегодно утверждается Правительством Москвы.
3. Предоставление гражданам субсидий на иные услуги, а также установление перечня этих услуг и размера цены на них осуществляются по решению Правительства Москвы.
Статья 4. Стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи
1. Размер стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составляет при:
1) среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина свыше 800 рублей в месяц, но не более 2000 рублей в месяц, — 3 процента;
2) среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина свыше 2000 рублей в месяц, но не более 2500 рублей в месяц, — 6 процентов;
3) среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина свыше 2500 рублей в месяц — 10 процентов.
2. При среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина 800 и менее рублей в месяц граждане освобождаются от оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в пределах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и нормативов потребления коммунальных услуг.
3. При среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Москвы, максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи уменьшается исходя из коэффициента, рассчитанного в соответствии с порядком, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
4. Для расчета субсидий используется величина прожиточного минимума, утвержденная Правительством Москвы для соответствующих социально-демографических групп, действующая на день обращения граждан за субсидией.
Статья 5. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 декабря 2006 года, но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон города Москвы от 19 ноября 2003 года N 71 «О стандарте максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи».
3. Предложить Мэру Москвы и Правительству Москвы в двухмесячный срок привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Правила отопления жилого дома
Комфорт проживания в доме напрямую зависит от работоспособности отопительной системы и от соблюдения установленных нормативов по теплоснабжению. Рассмотрим подробнее, какие правила регламентируют подачу тепла в многоквартирные и частные здания и кто несет ответственность за соблюдение температурного режима.
Нормативная база
Обеспечение оптимального теплового режима в помещении базируется на нескольких нормативных документах. Вот наиболее важные из них:
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.
На основании этих документов УК занимаются приобретением тепловой энергии и сбором платы с владельцев для расчета за поставки. Положения более подробно раскрываются в договоре между поставщиком тепла и управляющей компанией, а также во внутренних инструкциях управляющей компании. Однако они не могут противоречить базовым нормативным документам, утвержденным на федеральном уровне.
Виды отопления в жилых домах
Существует множество технических схем, призванных обеспечивать оптимальный температурный режим в помещении. Они отличаются по производительности, экономичности, стоимости и сложности конструкции, удобству эксплуатации.
В самом общем виде все системы отопления жилых домов можно разделить на три группы:
- Индивидуальные системы обеспечивают тепловой режим в одном домовладении. Чаще всего такой вариант реализуют в частных домах. Для многоквартирных зданий в России такая схема является экзотикой, хотя и применяется в некоторых новостройках. Ее главные достоинства – возможность самостоятельно регулировать температуру в помещении, тонко подстраиваясь к каждому изменению погоды. Недостатком является высокая стоимость.
- Централизованные системы получают тепло с теплоносителем от магистрали, а затем распределяют его по квартирам. В большинстве многоквартирных домов реализована именно такая схема. Ее достоинства – экономичность и сравнительно низкая плата за тепловую энергию. Однако она не позволяет настроить теплоснабжение под конкретную ситуацию, из-за чего до начала отопительного сезона в квартире может быть холодно, а при наступлении внезапной оттепели – слишком жарко.
- Автономное теплоснабжение. В этом случае тепло распределяется по всем помещениям многоквартирного дома, но источником энергии является не магистраль подачи с ТЭЦ, а автономная котельная. В большинстве случаев такие системы реализуют для промышленных зданий или социальных объектов (школ, больниц и т.д.). По своим преимуществам и недостаткам такой вариант занимает промежуточное положение между двумя первыми вариантами.
Но какой бы способ не был реализован, он обязан обеспечивать соответствие температурного режима здания санитарным нормам и нормативным документам в области теплоснабжения.
Строительные нормы и правила
Проектирование отопительной системы жилого дома производится согласно нормативной документации – ГОСТов и СНиПов. К наиболее важным из них относятся:
- СНиП 2301-99. Этот документ описывает температурный режим в помещениях различного назначения, который должен обеспечиваться отопительной системой.
- СНиП 4101-2003. Документ регламентирует вентиляцию и подачу тепла в помещения в зависимости от из назначения.`
- СНиП 2302-2003. На основе этого документа создается теплоизоляция помещений. Без этих данных невозможно точно рассчитать нормативы обогрева жилища.
- СНиП 4102-2003. Этот документ содержит последние изменения в нормах организации централизованного отопления.
К сведению
Существуют и иные нормативы, которые применяют с учетом специфических особенностей теплоснабжения здания, например, при установке газовой системы обогрева. Если отопительная система жилого дома не соответствует нормативной документации или не может обеспечить требуемого температурного режима, использовать здание по назначению нельзя, все нарушения в работе коммуникаций должны быть устранены.
Нормы отопления в жилом доме
Потребителю тепловой энергии, то есть собственнику жилья или человеку, постоянно проживающему в этом доме, знать все тонкости нормативной документации и правила организации отопительной системы не обязательно. Но иметь представления о том, какой тепловой режим должна обеспечивать система отопления жилого дома, необходимо каждому. Вот основные требования и правила, которые предъявляются к жилым и подсобным помещениям:
- В жилых комнатах температура должна находиться в пределах +20-+22 градусов. Допускается кратковременное отклонение в большую или меньшую сторону, однако колебания более чем на 2 градуса не допускаются.
- В кухне и туалете температура должна быть на 1 градус ниже, чем в жилых комнатах. Допускается ее повышение до +26 градусов, это связано с работой в кухне газовой плиты или других нагревательных приборов. А вот максимальное допустимое падение температуры такое же, как в жилых помещениях.
- В ванной температурный уровень должен быть более высоким и находиться в пределах +24-+26 градусов.
- В коридорах и на лестничных площадках, куда человек выходит в теплой одежде, температура должна находиться в пределах +16-+18 градусов.
Дополнительная информация
Как показывает практика, именно температурный режим лестничных клеток и пролетов соблюдается хуже всего — это связано с высокими потерями тепла. Однако такое нарушение непременно приведет к похолоданию в квартире, поэтому жильцы вправе обращаться с жалобой в УК.
Особенности отопления многоквартирного дома
У системы подачи тепла в многоквартирный дом имеется ряд нюансов в эксплуатации:
- Невозможность пользователя повлиять не степень нагрева теплоносителя. Все, что может сделать жилец – перекрыть или уменьшить поток в конкретный радиатор.
- Сложности с организацией учета поставленного тепла. Для него требуется ставить приборы ИПУ на 2-5 стояков, что обходится в значительную для семейного бюджета сумму.
- Даты начала и окончания отопительного сезона устанавливаются без учета мнения потребителя или природных условий.
Жильцу зачастую приходится приложить немало усилий для создания оптимального микроклимата. Требуется обеспечить хорошую теплоизоляцию в квартире, а также добиться от УК проведения аналогичных работ по устранению потерь тепла в подъезде и на лестничных клетках.
Особенности отопления частного дома
В частном доме существуют свои особенности организации и правил отопительных систем. Во многом они зависят от размещения дома, направления ветров на участке, типа использованного отопления. Проектирование системы отопления частного дома представляет собой сложную задачу, решать которую должен специалист.
Правила пользования и предоставления отопления
В 2016 году Постановлением правительства РФ №603 от 29.06.16 были утверждены новые правила предоставления услуг по отоплению. Прежние нормативы сохранили свою силу, однако в них было внесено несколько важных изменений. Главная особенность – описание регламента применения индивидуальных и общедомовых счетчиков для учета поставленной энергии. Также в документации появились и другие важные положения, далее рассмотрим их подробнее.
Правила расчета тепла
Для определения количества поставляемого тепла применяют три разные формулы, они представлены в Приложении Постановления №354. Они используются для следующих случаев:
- В здании отсутствуют приборы для учета (нет ни общего, ни индивидуального счетчика потребления тепла), при этом их нельзя установить из-за конструктивных особенностей системы отопления или иных объективных причин. Формула выглядит следующим образом: Pi = Si x N T x T t , где Pi— это плата, Si– площадь жилья, N T – установленный норматив потребления тепловой энергии, а T t – принятый тариф. К примеру, если жилье имеет площадь 45 кв. метров, в области принят норматив 0,018 гигакалорий на 1 кв. м., а тариф равен 1950 рублей за 1 гигакалорию, собственнику придется платить 1579,50 рублей, если оплачивается только период работающего отопления.
- В доме установлен общий счетчик (ОПУ), а приборы индивидуального учета отсутствуют или стоят не во всех помещениях. Формула выглядит следующим образом:
, где V д – это показания общедомового счетчика, Si – площадь конкретной квартиры, Sоб– общая площадь помещений в здании, а T Т – действующий тариф. К примеру, если общедомовой прибор насчитал за месяц 170 гигакалорий, площадь квартиры 45 кв.м., общая площадь помещений в многоквартирном доме 7100 кв.м., а областной тариф 1950 рублей за гигакалорию, то после расчета по формуле собственнику придется заплатить 2101,06 рублей. Учитываются расчеты тепла только за отопительный сезон.
- В доме установлены как ОПУ, так и ИПУ. Формула расчета следующая:
. В ней Vi n – показания индивидуальных или общих приборов учета,
– затраты тепла на общедомовые нужды,
– площадь квартиры,
– общая площадь помещений,
– установленный тариф.
По последней формуле расчет будет проводиться следующим образом. К примеру, квартирный счетчик за месяц обогрева показал 1,2 Гкл, общедомовой счетчик – 65 Гкл, все ИПУ в доме суммарно показали 53 Гкл. 65 – 53 = 12 Гкл – расход на общедомовые нужды. Общая площадь помещений в доме – 6000 кв.м., площадь квартиры – 62 кв.м. В области установлен тариф 1600 руб. за 1 Гкл. После расчета по формуле получится, что всего за месяц отопительного сезона собственник квартиры заплатит 2118,40 руб.
Замеры поставленной тепловой энергии управляющая компания обязана производить ежемесячно с помощью установленных счетчиков. А вот определение размеров ежемесячной платы поставщик энергии производит один раз в год.
Правила оплаты отопления
Пункт 42.1 Постановления №354 предлагает два способа оплаты тепловой энергии:
- В течение периода, когда работает отопление.
- Круглогодично, в течение всего года.
При этом выбор способа оплаты или смена одного способа на другой является прерогативой органа государственной власти в субъекте РФ. Ни местные органы самоуправления, ни коллективное собрание жильцов, ни управляющая компания не могут по собственному решению поменять систему расчета оплаты.
Решение о смене способа может приниматься только один раз в год, до первого октября. Если было принято решение о введении оплаты в круглогодичном режиме, оно вступает в силу с первого июля следующего года. Если было решено взимать плату с началом отопительного сезона, срок вступления решения в силу совпадает с датой начала отопительного периода в будущем году.
Действия в случае несоблюдения норм отопления
Что же делать, если в квартире слишком холодно или слишком жарко? Если наблюдается явное отклонение температур от оптимального температурного режима, жилец может самостоятельно или совместно с соседями пригласить работников УК для проведения замеров. Управляющая компания должна реагировать на каждое обращение жильцов, проводя измерения по первому требованию.
Если обращение в управляющую компанию не произвело должного эффекта и не привело к улучшению ситуации, потребитель должен обращаться с жалобами в местные органы жилищной инспекции и Роспотребнадзора. Последним шагом в борьбе за комфортные условия проживания является обращение в суд с иском к управляющей компании.
УК заключил договор с промежуточным агентом по управлению пода-чи теплоносителя, отопительная схема не соответствует нормативной документации и не обеспечивает требуемой тепловой нормы.