- Переход на закрытую систему ГВС обойдется России в два триллиона рублей
- Жильцам многоэтажек Ростовской области придётся раскошелиться на 13 млрд рублей за переход на новую систему горячего водоснабжения
- Жителям многоквартирных домов навязывают замену водонагревательного оборудования
- Почему активизировались продавцы оборудования
- Каковы плюсы и минусы открытой и закрытой систем ГВС
- Кто должен платить за новое оборудование
- Комментарий министерства ЖКХ Ростовской области
Переход на закрытую систему ГВС обойдется России в два триллиона рублей
Чтобы улучшить в России качество горячей воды, понадобится около двух триллионов рублей. Переоборудовать придется свыше 60% домов в стране.
На необходимость повысить качество горячей воды в жилых домах указали в Госдуме, напомнила газета «Известия». Разработкой целевой госпрограммы займутся профильные ведомства. Им предстоит описать перевод сетей горячего водоснабжения с открытых на закрытые системы.
Эксперты заметили, что сейчас в открытых системах теплоснабжения из кранов течет такая же вода, как в батареях. Ее качество зачастую страдает, а сама вода опасна для здоровья.
При этом поправку в закон о раздельной подаче водоснабжения для кранов и батарей во всех жилых домах приняли еще в 2011 году. Процесс должны запустить с 1 января 2022 года. Однако за чей счет осуществят переоборудование, никто так и не определил.
«С тех пор доля получающих горячее водоснабжение (теплоснабжение) по закрытой схеме увеличилась только на 10%, и преимущественно за счет подключения новых объектов», — отмечено в думском документе.
В отраслевых министерствах отметили, что регионы переходить на закрытую систему ГВС не готовы. Им не хватает обоснованности и источников финансирования. В материалах комитета Госдумы по энергетике указано, что модернизировать придется минимум 60% жилого фонда.
Затраты будут большими, а срок окупаемости — длительным. В масштабах страны, подсчитали эксперты, переоборудование обойдется в сумму порядка двух триллионов рублей.
Жильцам многоэтажек Ростовской области придётся раскошелиться на 13 млрд рублей за переход на новую систему горячего водоснабжения
Публично проблема не звучит
Рисунок Марины Мардарь
У жителей Ростовской области остаётся всё меньше времени на то, чтобы перевести свои многоквартирные дома на новую систему горячего водоснабжения, как того требует федеральное законодательство. Учитывая масштаб проблемы и суммы затрат, нести которые власти обязали самих граждан, сроки очень сжатые.
Так, к 2022 году на новую систему горячего водоснабжения должны перейти почти 6 тысяч многоэтажек Ростовской области. К концу 2017 года число домов, которым это всё-таки удалось, составит 4,8%. То есть за пять лет действия федерального закона региону удалось выполнить его требования на 5%. На остальные 95% осталось ещё пять лет.
При этом на официальном уровне эта проблема практически не поднимается, а сами жители многоэтажек по большей части вообще не в курсе того, что им нужно что-то менять в системе водоснабжения. Да ещё и за свой счёт. Donnews.ru разобрался в ситуации.
Открытая и закрытая системы горячего водоснабжения
Системы отопления и горячего водоснабжения в многоквартирных домах делятся на открытые и закрытые, в зависимости от способа нагрева воды. В открытую систему вода подаётся уже нагретой и используется не только для подачи в краны, но и для теплоснабжения, то есть в батареях циркулирует та же вода. Закрытая система горячего водоснабжения имеет следующий принцип работы: холодная вода из водопровода поступает в установленные в самом доме водонагревательные приборы или тепловые пункты, где и нагревается.
Открытая схема водоснабжения исключает в своём составе водонагреватели, вследствие чего она стоит гораздо меньше, чем закрытая система горячего водоснабжения.
Зачем нам это знать?
Как-то так вышло, что далеко не все в курсе, что федеральное законодательство уже несколько лет как запретило использование открытых систем горячего водоснабжения в многоквартирных домах. С новостройками всё просто. Начиная с 2008-2009 годов они строятся только с применением закрытых систем. Однако более старые дома, которые всю жизнь снабжались горячей водой с какой-нибудь ТЭЦ, к 2022 году также должны перейти на закрытые системы. Причём за свой счёт. Никаких госпрограмм с бюджетным финансированием, субсидий и прочего здесь не предусмотрено. Обязанность по исполнению законодательства возложена на плечи граждан.
Что будет с домами, которые к 2022 году так и не перейдут на закрытые системы, пока не ясно. Но вряд ли это будет что-то хорошее.
Почему власти приняли такое решение?
На самом деле в переходе многоквартирных домов с открытых на закрытые системы горячего водоснабжения всего один минус — это стоит денег.
Главный плюс закрытой системы — вода, а точнее её качество, пояснил donnews.ru экс-замглавы администрации Ростова по вопросам ЖКХ Владимир Арцыбашев. Дело в том, что та вода, которую жители более-менее старых домов получают через открытую систему, для питья не предназначена.
— Это техническая вода, — говорит Арцыбашев. — Воду без очистки гонят с Дона, например, на ТЭЦ-2. Там свои очистные сооружения, но они совсем другого уровня, чем на «Водоканале». Её доводят до уровня технической, потом прогоняют по системе отопления, то есть через батареи, и, цепляя за собой металлы, муть и прочие подобные вещи, вода наконец поступает в краны.
Отсюда же и ржавый либо и вовсе коричневый окрас горячей воды, на который ежегодно жалуются ростовчане со всех районов. Да, предполагается, что горячую воду для питья никто не использует, а только чтобы искупаться, постирать или помыть посуду, например. Однако вполне очевидно, что эта вода так или иначе оказывается в нашем организме: кто-то налил её в чайник, чтобы он быстрее закипел; кто-то принимал ванну или душ.
Закрытая система в этом смысле выглядит куда как приятнее. Холодная вода, которая уже прошла очистные сооружения водоканалов (которые хоть и со скрипом, но модернизируют), поступает в многоквартирный дом, где и нагревается. Да и через систему отопления она не прогоняется. В итоге из обоих кранов — и горячего, и холодного — течёт питьевая вода.
Раз воду надо нагреть, значит, за тепло придётся платить больше?
Наоборот. Сказать сколько тепла уходит на нагрев воды в открытых системах, никто не может. Считают по нормативам. Например, зимой горячая вода должна подаваться в краны температурой 70 градусов. Для этого на ТЭЦ её должны нагреть до 80 градусов. По умолчанию предполагается, что начальная температура воды перед подачей на ТЭЦ — 4 градуса.
— Вот за эту разницу в 76 градусов, — поясняет Арцыбашев, — мы и платим. А если вода изначально пришла температурой выше? Как это всё считать? Здесь начинается теория, и все — ресурсники, управляющие компании — считают в свою пользу. Это не есть хорошо. В закрытых системах по приборам учёта чётко видно — с какой температурой вода зашла на нагрев и с какой вышла. Сразу понятен объём затраченного на это тепла.
По его словам, для простых жителей оплата теплоэнергии при использовании закрытой системы горячего водоснабжения — это всегда экономия.
— У меня был в управлении дом, который я перевёл на закрытую систему и горячего водоснабжения, и отопления. В итоге по затратам тепла добился экономии в 50%, — заверяет Арцыбашев, который до начала своей карьеры чиновника возглавлял управляющую компанию.
Кроме того, как утверждает замминистра ЖКХ Ростовской области Валерий Былков, внедрение закрытых схем горячего водоснабжения позволяет значительно снизить потребление воды. Экономия ресурсов, по его оценке, составляет 25%.
В чём подвох?
Опять же в затратах на переоборудование, которые понесут жители. В итоге, признают в департаменте ЖКХ Ростова, поначалу тарифы для населения могут, наоборот, вырасти.
— Стоимость оборудования, устанавливаемого в домах, скорее всего, будет финансироваться за счёт населения. В связи с модернизацией системы возможно повышение тарифов на ЖКХ, так как повышение стоимости горячего водоснабжения может потребоваться для сокращения сроков окупаемости проекта, — пояснили donnews.ru в ведомстве.
Однако со временем сокращение расходов на отопление и горячую воду начнёт «положительно влиять на рост тарифов, и в долгосрочной перспективе рост либо замедлится, либо будет стремиться к нулю».
Переход на закрытые системы горячего водоснабжения заложен в региональную программу капремонта. Но она, как известно, рассчитана до 2049 года. Перейти же на закрытые системы, напомним, всем надо до 2022 года. Законодательство, конечно, не запрещает ускорить этот процесс, но в таком случае «источником финансирования работ могут быть дополнительные взносы и (или) кредитные (заёмные) средства», — говорит Валерий Былков.
К слову, по предоставленным минЖКХ данным, в 2017 году в Ростовской области по программе капремонта перевести на закрытую систему горячего водоснабжения планируется 153 дома. Доля многоквартирных домов, переведённых на закрытую схему, составит к концу 2017 года 4,8% от общего числа многоэтажек, которым, в соответствии с областной программой капремонта, это ещё предстоит. Всего их 5916. Для Ростова это чуть менее серьёзная проблема. Из 3494 многоквартирных домов в городе 1210 уже имеют закрытую систему горячего водоснабжения. Тем не менее, вполне очевидно, что одними взносами на капремонт, с которыми люди уже более-менее смирились, ни в области, ни в её столице не обойтись.
О каких суммах вообще идёт речь?
— Стоимость перехода дома на закрытую систему горячего водоснабжения зависит от строительного объёма многоквартирного дома, количества проживающих в нём и колеблется от 600 тысяч рублей до 1 миллиона рублей, — говорит Валерий Былков.
С такой оценкой соглашается и Владимир Арцыбашев. Речь идёт об установке теплообменника и нового общедомового счётчика. Сильно сложным этот технологический процесс не назовёшь.
В целом по Ростовской области необходимые затраты оцениваются в минЖКХ более чем в 13 миллиардов рублей. Это только что касается «реконструкции индивидуальных тепловых пунктов потребителей».
— В связи с масштабным объёмом работ и их значительной стоимостью правительством Ростовской области в адрес Минстроя РФ подготовлено обращение с предложением: перенести сроки перевода на закрытую систему горячего водоснабжения и увеличить доли софинансирования указанных работ за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, — добавляют в министерстве.
Лишь пятая часть затрат
Однако, как говорят в департаменте ЖКХ Ростова, «реконструкция индивидуальных тепловых пунктов» — малая часть проблемы.
— Расчёты затрат, связанные с комплексом работ по переводу системы теплоснабжения с открытой схемы, показывают, что установка ИТП – это всего лишь пятая часть затрат на весь комплекс мероприятий, — утверждают в ведомстве.
Проблема — в существующих водопроводных сетях, которые не рассчитаны на такое увеличение подачи холодной воды. Ведь по одной и той же трубе вода теперь будет идти и на горячее, и на холодное водоснабжение.
— Мощностей по очистке хватит. А вот сети изначально рассчитаны на меньший объём. Пока мы переводим на закрытую систему отдельные дома, это не ощущается. А если так начнёт работать весь город, то здесь уже будет проблема, — говорит Арцыбашев.
По оценке минЖКХ Ростовской области, для полноценного перехода на закрытые системы горячего водоснабжения требуется увеличение пропускной способности разводящих внутригородских водопроводных сетей на 75%. По оценке специалистов департамента ЖКХ Ростова, это потребует полной перекладки разводящих и значительной перекладки магистральных водопроводных сетей, а также строительства баков-аккумуляторов холодной воды.
В масштабах области общую сумму затрат на эти работы в министерстве всё ещё подсчитывают. С одной стороны, это уже инвестиционные затраты самих водоканалов, с другой — откуда им брать на это деньги, если не с населения?
Сопутствующие затраты и исчезающая экономия
На целый ворох проблем поменьше, которые влечёт за собой переход на закрытые системы горячего водоснабжения, указывают в департаменте ЖКХ Ростова.
Во-первых, новое оборудование для нагрева воды в многоквартирных домах, конечно же, будет устанавливаться в подвалах. Другого места и не найти. Но что делать с домами, у которых подвальных помещений нет? Технические решения этой проблемы существуют, но это опять же затраты.
Во-вторых, водопроводная вода сильно аэрирована, и при её нагревании коррозийный износ сетей горячего водоснабжения внутри зданий существенно ускорится.
— Необходимо решать вопрос комплексно с применением внутридомовых систем из коррозионностойких материалов. Это могут быть пластиковые, металлопластиковые, медные и другие решения. Однако потребители к этому, к сожалению, пока полностью не готовы, — говорят в департаменте.
В итоге в ведомстве приходят к весьма неутешительным выводам:
— Вопреки встречающемуся мнению, что закрытые системы горячего водоснабжения могут дать большой экономический эффект, следует сказать, что единственная поддающаяся здесь формальной численной оценке статья экономии – это экономия на подготовке подпиточной воды (активную ссылку можно на понятное, но длинное для скобочек объяснение), которая компенсируется затратами по защите трубопроводов горячего водоснабжения внутри здания. А расходы на эксплуатацию индивидуальных тепловых пунктов, в каждом из которых помимо насосного и регулирующего оборудования, появятся ещё и теплообменники, возрастут весьма значительно.
Что в итоге?
Дома, которые к 2022 году так и не перейдут на закрытую систему горячего водоснабжения, вряд ли в принципе останутся без этого ресурса. Федеральные власти на такое никогда не пойдут и вполне могут продлить сроки исполнения своего наказа. Однако в том, что они настроены серьёзно и понести эти затраты гражданам рано или поздно придётся, сомневаться не приходится. Масштабы проблемы в денежном эквиваленте для всех участвующих сторон — от простых жителей до управляющих компаний, водоканалов и бюджетов всех уровней — в ближайшие год-два будут подсчитаны.
Общий же настрой регионального руководства Ростовской области по поводу необходимости переводить многоэтажки на закрытые системы горячего водоснабжения хорошо передаёт высказывание на сей счёт главы администрации Ростова Виталия Кушнарёва:
— Сложно, но можно. Это потребует затрат, но в любом случае будем к этому идти. Если будем говорить себе, что это невозможно, то никогда не решим проблемы. Если же будем упираться и пытаться, то сможем.
Жителям многоквартирных домов навязывают замену водонагревательного оборудования
В конце прошлого года жители многоквартирных домов в Ростове-на-Дону стали получать письма от компаний, которые убеждают их поменять водонагревательное оборудование. Суммы внушительные – до двух миллионов рублей с одной многоэтажки, собранные с собственников квартир.
Получатели писем испытали стресс и от сумм, и от содержания посланий. Мол, это выбор без выбора, все открытые системы горячего водоснабжения (ГВС) должны быть заменены на закрытые, таково требование федерального закона. А еще коммерсанты, торгующие оборудованием, написали, что все города уже включились в замену, а Ростов-на-Дону и Волгоград в хвосте, и если жители не согласятся скинуться и выложить два миллиона рублей с дома, будет еще хуже, их оштрафуют и заставят поменять систему ГВС.
Специалист юридической службы «Единый центр защиты» Виолетта Колосова рассказала, какова причина активности продавцов водонагревательного оборудования, и как людям правильно реагировать.
Почему активизировались продавцы оборудования
До 2013 года согласно законодательству о теплоснабжении могла существовать любая из систем, и открытая, и закрытая. Теперь же, согласно ч. 9 ст. 29 федерального закона «О теплоснабжении», с начала 2022 года нельзя будет использовать централизованные открытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения. Именно по этой причине многие фирмы осаждают ТСЖ и УК с предложениями провести такую замену.
Не только Ростов столкнулся с данной проблемой. На сегодняшний день около 70% домов используют открытый разбор горячей воды. По мнению некоторых технических экспертов, открытые системы ГВС слишком энергозатратны. Но так ли это на самом деле?
Новые дома сейчас повсеместно строятся с закрытыми системами ГВС, что правильно и рационально, но вот задача перевода открытых систем ГВС на закрытые в уже существующем жилфонде — очень масштабна и трудозатратна. К сожалению, законодатель никак не регулирует порядок, последовательность действий, этапы, финансирование такого перевода, что создает массу проблем жильцам.
Закон «О водоснабжении и водоотведении» и Правила горячего водоснабжения, определяют, что ответственность за решение данной проблемы лежит на муниципальных органах.
Правилами предусмотрено, что решение прекратить горячее водоснабжение с использованием открытых систем принимает муниципалитет, но только после того как будет проведено доскональное обследование и обоснование выбранного способа. Пользователь, подключенный к открытой системе горячего водоснабжения, в отношении которого принято решение, вправе до первого ноября года, в котором принято указанное решение, направить в орган местного самоуправления свои предложения о переходе. При этом государство законодательно закрепляет приоритет систем централизованного теплоснабжения.
Каковы плюсы и минусы открытой и закрытой систем ГВС
Надо отметить, что открытая система ГВС имеет свои недостатки. Например, это повышенные расходы на отопление и горячую воду, большой расход топлива и электричества на выработку тепла, высокие затраты на обслуживание котлов и теплосетей, некачественное обслуживание потребителей из-за потерь тепла и повреждений сетей, потеря тепла в трубах при малом пользовании водой
Но у этой системы есть и свои плюсы. Она более стойкая при повреждениях трубопровода, так как имеет несколько теплоисточников, полная остановка циркуляции воды невозможна.
Кроме того, вода при открытой системе ГВС специально подготавливается, снижается ее жесткость, проводится обессоливание, по санитарным нормам. Как будет контролироваться качество воды при закрытых ГВС, пока не ясно, хотя уже сейчас понятно, что без предварительной подготовки жесткая вода способна выводить из строй котельные и теплообменники ввиду образования накипи.
Получается, что проблема подготовки и очистки воды перед подогревом остается, однако теперь она будет лежать не на генерирующих объектах, а на потребителях, которые будут обязаны нести дополнительные расходы на установку и обслуживание в доме неких небольших приборов по очистке воды.
Возникнут проблемы и с ростом числа насосов, которые потребуют дополнительного энергоснабжения. Будут сложности с качественным обслуживанием, если его не смогут обеспечить слесари ТСЖ и УК. Им предстоит следить за теплообменными аппаратами, автоматами для поддержания нужных параметров воды, системами водоподготовки. Уровень подготовки этих специалистов гораздо слабее, чем работников энергетических предприятий теплоснабжения.
При переходе на закрытую систему ГВС перед водоканалами также встанет вопрос улучшения пропускной системы трубопроводов, ведь в последние годы многие металлические трубы были заменены на пластиковые. Тарифы на воду, существующие сейчас, не покроют всех расходов на новую замену труб.
Опыт других городов показывает, что эффективно решить проблему перевода на закрытые ГВС удалось только в том случае, когда было улучшено качество горячей воды. Другие меры: расширение просвета трубопроводов, замена труб – экономически неоправданны.
Кроме того, есть большая проблема отделения системы теплоснабжения от системы ГВС, так как гидравлически эти две системы тесно взаимосвязаны, а контуры теплоснабжения — одни из самых загрязненных в доме.
Кто должен платить за новое оборудование
Кто будет финансировать перевод на закрытые ГВС, пока непонятно. В Екатеринбурге замену оборудования обозначили как пилотный проект и профинансировали из бюджета. Запланирован поэтапный переход к закрытым системам ГВС до 2030 года. В городе будут установлены теплообменники, автоматизированное оборудование с контроллерами. Намечена полная замена системы теплоснабжения с ведением диспетчера и системы индивидуального учета потребления тепла в каждой квартире, что позволит легко передавать данные для управляющей компании.
Вопрос об обязанности оплатить переход к закрытым системам ГВС, как представляется из норм гражданского и жилищного законодательства, должен решаться так.
Все, что находится в пределах жилого помещения, оплачивает собственник жилого помещения. Все, что за пределами квартиры, — уже общая собственность собственников квартир и общедомовое имущество, следовательно, каждый собственник жилья в доме обязан внести свой частичный вклад в оплату замены систем ГВС.
Однако не все так просто. Например, софинансировать проект в Екатеринбуге предложили и частные компании, но непонятно, кто будет собственником нового оборудования и как передать его в собственность жильцов, этот вопрос пока законодательно не решен.
В любом случае успешный пример перехода на закрытые системы ГВС дал бы возможность разработать нормативную документацию о порядке, этапах, схеме перехода на данную систему, об источниках финансирования и решение вопросов права собственности на оборудование данных систем.
На данный момент возлагать бремя оплаты перехода на закрытые системы ГВС на собственников жилья — необоснованно, да и к тому же жильцы такие огромные расходы все равно не потянут. Навязывать свои услуги в проведении перевода на такую систему ГВС ни одна компания не вправе, кроме того, ни ТСЖ, ни УК просто не имеют возможности оценить сметы таких компаний на предмет соответствия многочисленным техническим требованиям и экономической обоснованности.
Комментарий министерства ЖКХ Ростовской области
Светлана Кузнецова, главный специалист отдела развития жилищного хозяйства управления реформирования жилищного хозяйства министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области:
– Однозначного ответа на данные вопросы нет. Ситуацию нужно проговаривать с Управляющей и ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, начало действия документа − 29.11.2013. Согласно пункту 6 Правил 1034 узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
В соответствии с пунктом 7 Правил 1034 по истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил (29.11.2016) теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета.
Тем не менее, согласно письму Минстроя России от 07.07.2014 № 12366-ГБ/04 «О применении отдельных положений Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034» Минстрой России полагает возможным установку теплосчетчиков, произведенных в период до вступления в силу Правил 1034, при этом срок их эксплуатации определен до истечения срока службы основных приборов, входящих в состав узлов учета, а также полагает возможным ремонт узлов учета тепловой энергии путем замены теплосчетчиков на аналогичные, соответствующие требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минтопэнерго России от 12 сентября 1995 г. № Вк-4936.
В дополнение к вышеизложенному сообщаем, что допускается применение в узлах учета тепловой энергии теплосчетчиков, выпущенных в течение переходного периода и соответствующих требованиям Правил № Вк-4936.
Таким образом, если срок службы не истек, и теплосчетчик соответствует требованиям Правил № Вк-4936, использование такого прибора учета законно.
Жильцы одного из домов, в которых действует открытая система ГВС, получили неподтвержденную информацию о том, что замена оборудования возможна за счет средств фонда капремента, в который они регулярно делают отчисления. ДОМОСТРОЙДОН направил в фонд запрос на эту тему.