Схема водоснабжения гарантирующий поставщик

Содержание
  1. Статья 12. Гарантирующая организация и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение
  2. ГАРАНТ:
  3. Информация об изменениях:
  4. Информация об изменениях:
  5. Информация об изменениях:
  6. Информация об изменениях:
  7. Гарантирующая организация водоснабжения и водоотведения
  8. Порядок назначения
  9. Вправе ли поставщик воды использовать частные объекты водоснабжения
  10. Владелец объектов системы водоснабжения требовал у поставщика воды освободить их и возместить убытки
  11. Суды обязали поставщика воды освободить объекты и возместить собственнику убытки
  12. ВС РФ: владелец объектов социальной инфраструктуры не вправе свободно ими распоряжаться
  13. На заметку
  14. Гарантирующая организация водоснабжения и водоотведения
  15. Что означает понятие гарантирующая организация в системе ЖКХ
  16. Законодательство Российской Федерации о водоотведении и водоснабжении
  17. Порядок назначения гарантирующей организации водоснабжения и водоотведения
  18. Полномочия гарантирующей организации
  19. Права и обязанности
  20. Ответственность
  21. Взаимодействие гарантирующей организации с компаниями, обеспечивающими водоснабжение и водоотведение
  22. В каких случаях производят замену гарантирующей организации
  23. Передача обязанностей гарантирующей организации другой компании
  24. Что должны знать потребители об организации водоснабжения и водоотведения

Статья 12. Гарантирующая организация и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение

Статья 12 . Гарантирующая организация и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 355-ФЗ в часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

2. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 355-ФЗ в часть 3 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3. Решение органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети «Интернет» (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»).

4. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 84-ФЗ

5. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Транзитные организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод. Гарантирующая организация обязана оплачивать предусмотренные указанными договорами услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в часть 6 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения. Организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.

7. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны по требованию гарантирующей организации, с которой заключены указанные в части 5 настоящей статьи договоры, при наличии технической возможности оборудовать приборами учета воды точки присоединения к другим водопроводным сетям, входящим в централизованную систему холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создать места отбора проб воды и обеспечить доступ представителям указанной гарантирующей организации или по ее указанию представителям иной организации к таким приборам учета и местам отбора проб воды.

Гарантирующая организация водоснабжения и водоотведения

В законах направление, касающееся гарантирующей организации в области водоснабжения освещена поверхностно. Гарантирующая организация водоснабжения и водоотведения определяется по следующим условиям:

  1. Инвентаризация объектов и водопроводов системы.
  2. Наличие проекта системы.
Читайте также:  Кто определяет зону ответственности отопления

Одно условие вытекает из второго. Чтобы создать схему, нужно выполнить инвентаризацию, и наоборот. При отсутствии проекта и схемы невозможно назначение такой структуры, как гарантирующая организация водоснабжения.

Порядок назначения

Гарантирующая организация определяется законом на центральную систему, а не на муниципальное хозяйство. Между собственниками и водоканалом заключается договор на поставку воды и обустройство канализации. Если организация водоснабжения и водоотведения показывает, что эта территория не состоит в центральной системе, то водоканал не обязан заключать договор.

Много проблем появляется, когда очистные устройства находятся отдельно от организации по перекачке сточных вод. Так как в законах нет определений, кроме обслуживания потребителей в центральной системе, в качестве транспортирующей организацией становится сетевая организация. Существует много вопросов по качеству сточных вод, которые сдает на обработку транспортирующая фирма.

Если произошло назначение сетевой и гарантирующей организации, то нужно заключить соглашение с очистными компаниями, чтобы было организовано обследование абонентов.

Вправе ли поставщик воды использовать частные объекты водоснабжения

В России сегодня не прецедентное право, однако, часто решения Верховного суда РФ влияют на судебную практику нижестоящих инстанций по аналогичным спорам. Поэтому рассказываем о деле, в котором нашему партнёру МКА «Арбат» удалось спасти поставщика воды от многомиллионного иска за использование объектов системы водоснабжения, принадлежащих частной компании.

Владелец объектов системы водоснабжения требовал у поставщика воды освободить их и возместить убытки

Дело № А41-12232/2018 длилось более двух лет и, прежде чем попасть в Верховный суд РФ, прошло два круга во всех инстанциях. Гарантирующий поставщик воды в Московской области для предоставления услуг водоснабжения использовал объекты, которые находились в частной собственности.

Коммунальная компания обращалась к владельцу, чтобы заключить договор аренды, но он предложил завышенную цену аренды. Договор заключён не был, но компания – поставщик воды продолжила использование сооружений. Тем временем собственник объектов решил сдать их в аренду другой организации. Стороны подписали документы об этом, но владелец так и не смог передать сооружения арендатору, поскольку они находились в пользовании гарантирующего поставщика.

Мы получили комментарий от МКА «Арбат», представлявшего интересы гарантирующего поставщика в ВС РФ: «Собственник заключил договор с ООО “ЖЭК” об аренде всех коммуникаций за астрономическую сумму. В штате этого ООО числился всего один человек, и оно явно не могло осуществлять поставку воды. А если бы гарантирующий поставщик перестал поставлять этот жизненно важный ресурс населению, директора привлекли бы к уголовной ответственности».

Владелец объектов подал в суд иск к поставщику воды с требованием взыскать с компании свыше 17 млн рублей упущенной выгоды: столько бы он получил по договору аренды.

Суды обязали поставщика воды освободить объекты и возместить собственнику убытки

Первая инстанция и апелляция в иске отказали полностью. Суды установили, что арендатор был уведомлен собственником, что на день заключения договора аренды имущество находилось в незаконном пользовании гарантирующего поставщика. Владелец объектов знал, что не может передать второй стороне договора аренды свои объекты, но всё равно заключил договор и не пытался его впоследствии расторгнуть. Такие действия суды квалифицировали как злоупотребление правом.

По мнению суда, собственник сам возложил на себя дополнительные обязательства, подписав договор аренды, в том числе по передаче своего имущества арендатору, и их неисполнение привело к неблагоприятным последствиям для него. Истец не только не пытался расторгнуть договор, но и неоднократно по согласованию со второй стороной вносил изменения в него, передвигая срок передачи имущества, а также увеличивая размер штрафа за просрочку. Суд посчитал, что истец умышленно не предпринимал действий для минимизации возможных убытков и способствовал их наступлению. Иск был отклонён, и решение устояло в апелляционном суде.

Кассационный суд не согласился с такой позицией коллег. Он указал, что суды не учли, что предметом дела являлась упущенная выгода из-за неправомерного поведения ответчика – гарантирующего поставщика воды. Вопрос недобросовестности собственника объектов не имеет значения для рассмотрения настоящего спора. Согласно положениям ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков.

Дело было направлено на новое рассмотрение. На этот раз суды первой инстанции, апелляции и кассации удовлетворили иск собственника полностью, основываясь на следующих доводах:

  1. Незаконное использование имущества истца ответчиком подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 30.07.2018 по делу № А41-48793/2017.
  2. Гарантирующий поставщик не исполнил решение суда и не вернул объекты владельцу.
  3. Истец лишён возможности на свободную реализацию прав в отношении своего имущества, в том числе путём сдачи его в аренду и получения от этого дохода.

«С ответчика было взыскано более 17 млн рублей. По этой схеме собственнику объектов уже удалось обанкротить прошлого гарантирующего поставщика в городе. По всей видимости, наш клиент был следующим в очереди», – отметили в МКА «Арбат».

ВС РФ: владелец объектов социальной инфраструктуры не вправе свободно ими распоряжаться

Летом 2019 года генеральный директор гарантирующего поставщика воды обратилась в МКА «Арбат» за помощью в разрешении сложившейся ситуации. У юристов оставалась всего одна возможность – подать жалобу в Верховный суд РФ, предложив абсолютно новую схему защиты. Доводы юристов были учтены ВС РФ, который встал на сторону поставщика воды.

Читайте также:  Устройство индивидуального отопления дома

ВС РФ указал на то, что при рассмотрении дела нижестоящие суды не учли особого назначения спорного имущества. Объекты предназначены для деятельности по водоснабжению потребителей. Статус таких объектов определён в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ.

Спорная недвижимость входит в состав городской централизованной системы водоснабжения и используется ответчиком для предоставления потребителям соответствующих услуг. При этом компания обслуживает объекты и поддерживает их надлежащее техническое состояние и бесперебойную работу.

В силу № 416-ФЗ собственник объектов социальной инфраструктуры не вправе свободно распоряжаться ими путём передачи в аренду третьему лицу, если оно не наделено статусом гарантирующей организации, и не может в таком случае получать доход в виде арендной платы. При этом ответчик не в силах оплачивать аренду спорного имущества по произвольно установленной собственником цене, поскольку ограничен утверждённым в регионе тарифом на коммунальную услугу.

ВС РФ указал, что собственник объектов при заключении договора аренды с ООО «ЖЭК» действовал как недобросовестный участник гражданских правоотношений, поскольку ему было известно, что гарантирующий поставщик не может вернуть имущество, так как оно входит в централизованную систему водоснабжения.

При этом ООО «ЖЭК» не имеет статуса гарантирующей организации и не располагает ресурсами для использования специализированного имущества. В компании официально работает один человек. Фактическая передача объектов централизованного водоснабжения ООО «ЖЭК», которое не обладает ресурсами для обеспечения безопасной эксплуатации системы централизованного водоснабжения, может повлечь прекращение водоснабжения.

ВС РФ сделал вывод, что заключённый договор аренды объектов в силу ч. 1 ст. 167 ГК РФ является недействительной сделкой, следовательно, не может быть речи об упущенной выгоде в виде арендной платы. Предыдущие решения судов были отменены, а дело – вновь направлено на пересмотр.

На заметку

«Решение Верховного суда станет отправной точкой в регулировании сферы не только поставки жизненно важного ресурса – воды – потребителям, но и положит конец своего рода рейдерскому захвату коммунальных сетей коммерческими предприятиями без цели их использования, а только лишь с целью наживы.

Отдай гарантирующий поставщик объекты в руки собственника, кто даст гарантию, что на следующий день вентили не были бы закрыты и 30 тысяч человек не остались бы без воды? Или повысь поставщик тарифы за воду для потребителей в 10 раз для безубыточности, как предусматривал арендный договор, чтобы произошло бы и какова была бы реакция на коммунальные платежи со стороны жителей? Вот на что мы обратили внимание суда и были услышаны», – резюмировал руководитель банкротной практики МКА «Арбат» Алексей Симоненко.

Гарантирующая организация водоснабжения и водоотведения

Первостепенной задачей при устройстве водопроводных сетей является бесперебойное снабжение потребителей, в том числе население водой, соответствующей техническим требованиям. При этом обслуживание сетей холодного водоснабжения (ХВС) и канализации должно осуществляться соответственно нормативам эксплуатации и с соблюдениями государственных гарантий. Как на местном уровне регулируется качественное и доступное каждому жителю обеспечение водными ресурсами и организация отвода их после использования, расскажет эта статья.

Что означает понятие гарантирующая организация в системе ЖКХ

Определение «гарантирующая организация» закреплено в ст. 12 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» Под этим термином понимаются компании, оказывающие услуги по ХВС и водоотведению. Статус гарантирующей организации присваивается решением органов местного самоуправления. При этом возлагаются обязанности:

  • по заключению соглашений по ХВС
  • контрактов по водоотведению с водо-канализационным хозяйством(ВКХ)
  • договоров аренды сетей водопровода и канализации
  • единых договоров, объединяющих функции подачи и отвода воды

Статус гарантирующей организации обязывает обеспечить снабжение водными ресурсами всех обратившихся, с условием что их объекты присоединены к действующей централизованной системе водоснабжения (ЦСВ) и отведения воды.

Законодательство Российской Федерации о водоотведении и водоснабжении

Регламент действия компаний, осуществляющих услуги ХВС и отведения сточных вод, зафиксирован в Федеральном законе 416

Все нормы и особенности по предоставлению коммунальных услуг в МКД и частных домостроениях зафиксированы в Постановлении Правительства РФ №354 от 6 июня 2011 года.

Порядок водоотведения и водоснабжения указан в Постановлении Правительства №644. Формы типовых договоров утверждены ПП РФ №645 от 29.07. 2013 года.

Порядок назначения гарантирующей организации водоснабжения и водоотведения

Гарантирующую организацию должна:

  • разрабатывать,утверждать и реализовывать планы-проекты конструкций коммуникационных водопроводных сетей
  • назначать и проводить плановые инвентаризации объектов и схем водопровода

Оба эти условия взаимосвязаны. Для создания схемы придется провести инвентаризацию. При этом инвентаризацию проводят по схеме, которую нужно создать. Если нет проекта и системы ХВС, нет возможности назначения.

Органы местного самоуправления присваивают компании статус гарантирующей компании в рамках нормативно-правовых актов. Ее определяют на центральную, а не локальную водопроводную систему.

Проблемы возникают в том случае, если очистное сооружение расположено на удаленном расстоянии от предприятия, перекачивающего сточные воды. Из-за того, что в законе нет понятия логистических услуг, как части обслуживающего комплекса, данный вид работ осуществляется сетевым предприятием. При этом, транспортирующая компания не несет ответственности за качество сточных вод, которые она передает для обработки.

Читайте также:  Royal радиаторы отопления кто производитель

В том случае, когда сетевая и гарантирующая фирмы назначены, заключается соглашение с компаниями по очистке воды для того, чтобы организовать контроль.

Полномочия гарантирующей организации

Юридические и физические лица должны подписать соглашение о поставке воды и обустройству коллектора с водоканалом. У гарантирующей организации есть право отказать в исполнении договора в том случае, если территория, на которой требуется оказание услуг, не является частью ЦСВ.

Права и обязанности

Компании, являющиеся гарантом по обеспечению водного ресурса и его последующего отведения, обязаны контролировать постоянную работоспособность сетей, принадлежащих ей или расположенных в зоне их деятельности. В их обязанности также входит:

  • соблюдение регламентированного режима по приему стоков
  • предупреждение пользователей о датах отключений и временной приостановке оказания услуг
  • принятие мер по своевременной ликвидации последствий аварийных ситуаций в ЦСВ и на сетях канализационного хозяйства и обеспечение возобновления работы
  • осуществление контроля над тем, как клиенты соблюдают режимы водоотведения
  • предоставление данных согласно действующим стандартам раскрытия информации в рамках закона РФ
  • обеспечивать обратную связь на жалобы потребителей, которые касаются исполнения договорных обязательств
  • пломбирование приборов учета
  • уведомление клиентов о датах и сроках, в которые будет проводиться планово-предупредительный ремонты сетей

Гарантирующим организациям предоставлено законное право:

  • контролировать достоверность передаваемых показателей приборов учета водоснабжения
  • выявлять незаконную врезку и использование централизованной системы водоотведения
  • предотвращать самовольное пользование или подключение потребителей
  • прекращать или ограничивать оказание услуг случаях, предусмотренных законодательством РФ
  • взыскивать с потребителей в установленном порядке средства за расход, превышающий установленный норматив
  • выступать инициатором сверки расчетов с каждым потребителем

Гарантирующая организация имеет право взыскать с потребителя пени за несвоевременную оплату услуг, эквивалентную одной сто тридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая зафиксирована в день, когда оплата была фактически произведена. Расчет учитывает сумму за каждый просроченный день. Отсчет ведется с первого дня, следующего за датой, установленной в качестве срока оплаты.

Ответственность

Федеральным законом № 416 обозначены существенные условия договора водоотведения и ответственность сторон при исполнении или неисполнении подписанного соглашения.

Если гарантирующая организация нарушает прием сточных вод, потребитель имеет право требовать снижение расходов на оплату услуг водоснабжения и водоотведения в том расчетном периоде, когда были нарушены его права. Размер оплаты снижается пропорционально величине услуг, которые не были оказаны.

Взаимодействие гарантирующей организации с компаниями, обеспечивающими водоснабжение и водоотведение

Согласно статье 12 Федерального закона №416-ФЗ предприятия ВКХ обязаны обеспечить оказание услуг, заключив соглашение с гарантирующей организацией. Чтобы обеспечить бесперебойное водоотведение сточных вод, гарантирующая организация должна заключить договор с каждой компанией, эксплуатирующей отдельные элементы центральной системы водоотведения. При этом, фирмы, обеспечивающие водоотведение и водоснабжение, самостоятельно заключают договора с потребителями.

ФЗ-416 предусматривает заключение нескольких типов договорных соглашений, касающихся транспортировки сточных вод, их очистке, обращения с осадками сточных вод и другие типы соглашений.

Чтобы представлять интересы гарантирующей организации перед третьими лицами, оформляется соответствующая доверенность в водоканал, на представление интересов юридического лица.

В каких случаях производят замену гарантирующей организации

Согласно ч. 2. ст. 12 ФЗ-416, статус гарантирующей организации присваивается той компании водопроводно-канализационного хозяйства, к трубопроводу канализации которой подключено максимальное число абонентов из всех компаний ВКХ. Если по разным причинам количество пользователей уменьшилось, при этом появилась другая водоснабжающая компания с большим объемом подключений, то она получает этот статус.

Передача обязанностей гарантирующей организации другой компании

В том случае, если новой компании ВКХ присвоен статус гарантирующей организации, ей следует заключить договора на обслуживание водопроводных сетей со всеми пользователями ЦСВ, независимо от количества посреднических структур, находящихся между ними. Организация, лишившаяся статуса гарантирующей, должна передать информацию о всех потребителях, которых она обслуживала.

Что должны знать потребители об организации водоснабжения и водоотведения

Услуги по водоснабжению и водоотведению оказываются на основе соглашения, заключенного между абонентом и ресурсоснабжающей компанией. В данном документе зафиксированы правоотношения сторон, гарантирующие качественное оказание услуг со стороны и своевременную оплату со стороны потребителя.

Глава 28 ГК РФ регулирует порядок заключения договора по обеспечению ХВС и отведению сточных вод. Типовой договор на подключение к водопроводу и системе водоотведения содержит блоки:

  • вводная часть, описывающая каждую из сторон
  • предмет соглашения, где зафиксированы условия сотрудничества, в том числе тарифные планы и нормативы
  • описание способов и порядка оказания услуг
  • дополнительные условия

В случае, когда соглашение заключается с физическим лицом, в нем должны быть отражены данные пользователя: адрес помещения, реквизиты собственника и его контактные данные.

Грамотно составленный договор – гарант безопасности не только ресурсной компании, но и пользователя услугами. Формы типовых договоров на оказание коммунальных услуг утверждаются на законодательном уровне, тем самым упрощая процесс их согласования и утверждения. Назначение гарантирующей организации упорядочивает процессы обеспечения водой и ее отведения.

Оцените статью