- Холодная сварка для батарей отопления – методы использования для оперативной заделки течи
- Наиболее часто встречающиеся проблемы в чугунных радиаторах отопления
- Холодная сварка – что это, применение для системы отопления
- Виды холодной сварки, используемые для ремонта чугунных батарей
- Как готовится состав для применения
- Особенности подготовки поверхности для нанесения клеящего состава
- Методы ремонта чугунных радиаторов холодной сваркой
- Ремонт небольших по размеру протечек на вертикальной поверхности секции
- Ремонт течи в местах соединений секций радиатора
- Ремонт протечек в гайках и сгонах
- Холодная сварка для чугунных и других батарей отопления
- Холодная сварка – что это, применение для системы отопления
- Чем устранить течь в системе отопления дома
- Заводские материалы
- Заделка соединений на трубах и между секциями радиатора
- Как устранить течь на радиаторе
- Протечка скрытых труб
- Состав холодной сварки
- Разновидности клеящих составов
- Разновидности сварки
- Особенности ремонта радиатора
- Способы использования
- Самые распространенные неполадки и их признаки
- Температурные показатели смеси
- Последовательность работ
- Преимущества и недостатки
- Недостатки
- Виды и производители
- Классическая высокотемпературная сварка
- Инструкция для холодной сварки труб
- Меры безопасности
- Ремонт полимерных труб
- Починка чугунного и других видов радиаторов
- Устройство чугунных радиаторов
- Область использования
- Разновидности
- Инструкция по применению
- Критерии выбора труб и вида клея
Холодная сварка для батарей отопления – методы использования для оперативной заделки течи
Для оперативного ремонта батарей отопления согласно всем нормам и правилам в отопительный сезон должна выезжать аварийная бригада, такая «скорая помощь» для радиаторов. Но в жизни обычно эти правила действуют в редких случаях, в остальном приходится все делать самостоятельно и не надеяться на волшебника из ЖЭКа. А раз так, то в ход могут пойти самые разные методы даже самые невероятные, хотя холодная сварка для батарей отопления это не волшебство, а вполне реалистичный метод устранения течи.
Наиболее часто встречающиеся проблемы в чугунных радиаторах отопления
Прежде всего, необходимо очертить круг проблем, которые можно решить при помощи холодной сварки или клеящего состава при ремонте батарей отопления.
Традиционно самыми уязвимыми считаются чугунные батареи. Здесь многие проблемы заложены в самой конструкции и свойствах металла. Прежде всего, чугунное литье в отличие от стальных радиаторов или биметаллических батарей очень хрупкое. Да, чугун очень прочный, но одновременно и хрупкий материал – он способен выдерживать большое давление, при небольшом ударе может дать трещину.
Второй момент, это свойство чугуна – это пористый материал, что способствует образованию на внутренней поверхности кратеров и постепенному разрушению стенки.
Третье, при сборке современных радиаторов секции соединяются при помощи внутренних гаек-стяжек, а пространство между секциями обрабатывается специальным составом, который надежно цементирует соединение. В недавнем прошлом, для герметизации этих соединений использовался лен и железный сурик, что со временем приводило к нарушению герметичности соединения.
Так что исходя из вышеперечисленного наиболее часто встречаемые проблемы с чугунными радиаторами это:
- Нарушение герметичности секции батареи после механического воздействия – удара с внешней стороны или резкого повышения давления с внутренней стороны;
- Течь по телу радиатора из-за образования отверстия в стенке из-за коррозии металла;
- Нарушение герметизации точек соединения секций радиатора, точек подвода труб, гаек-заглушек.
Что касается других видов радиаторов, то подобные проблемы в них встречаются реже, здесь чаще всего причиной повреждения тела секции выступает коррозия металла или механическая деформация стенок при замерзании батареи, когда вода, замерзая, разрывает металл.
Холодная сварка – что это, применение для системы отопления
Для склеивания различных материалов применяются клеи разного состава и назначения. Так для бумаги используется конторский клей и ПВА, в строительстве для поклейки обоев применяется синтетический клей с виниловыми наполнителями, для ремонта обуви – резиновый клей.
Универсальных клеев, увы, пока не изобрели, но уже есть составы, которые способны надежно склеивать металл. Примером такого состава выступает холодная сварка.
В основе технологии холодной сварки лежит эпоксидный клей, состоящий эпоксидной смолы и отвердителя. В обычном состоянии это субстанция, напоминающая густую сметану, только желтого цвета, но при смешивании с отвердителем эпоксидная смола становится более жидкой и пригодна для нанесения на даже самые сложные поверхности. Этот момент длится относительно недолго – всего 10-15 минут, после чего смола начинает затвердевать, образуя прочное покрытие.
Преимуществом этой технологии выступает высокая прочность соединения за счет высокой адгезии вещества к поверхности склеиваемого металла и стойкость к агрессивным химическим материалам. Увы, есть и недостатки клей сам по себе может выдержать большое давление, но при механических воздействиях велика вероятность нарушения прочности соединения.
В предлагаемых на рынке составах холодной сварки для склеивания металла отвердитель и смола находятся не в жидком, а в пастообразном состоянии. Клей находится в стабильном состоянии и может долгое время храниться в упаковке. Он состоит из внутреннего слоя – состоящему из отвердителя, и наружному слою, в состав которого входит смола. Третьим компонентом, входящим в состав клея для склеивания металлов выступает сера или алюминиевая пудра, эти вещества играют роль катализатора реакции – при смешивании они разогреваются вследствие чего процесс затвердевания ускоряется, так что получается эффект сварки.
Вторым вариантом холодной сварки выступает традиционный двухкомпонентный клей на основе эпоксидной смолы – в тюбиках хранится смола и отвердитель. Для получения нужного количества необходимо смешать компоненты согласно инструкции и нанести на склеиваемые поверхности. Для получения более прочного соединения в состав добавляется алюминиевая пудра или бронзовый порошок.
Виды холодной сварки, используемые для ремонта чугунных батарей
Для ремонта радиаторов отопления используется не все виды эпоксидных составов. Несмотря на общие недостатки, которые присущие для всех видов составов клея промышленность освоила выпуск нескольких составов, имеющих свою специализацию. Так есть смеси для ремонта пластика, металла, алюминия и склеивания дерева, есть универсальные составы. Для ремонта приборов отопления лучше всего подойдет смесь для склеивания черных металлов и стали или специальная композиция для ремонта батарей и стальных труб отопления.
Холодная сварка для батарей отопления в отличие от других составов имеет свои особенности – она должна быть жаростойкой, быстро фиксироваться на металлической поверхности, образовывать покрытие, обладающее сходным с металлом коэффициентом линейного расширения. Простые или универсальные составы могут решить проблему заделки течи, но при этом, срок службы состава будет ограничен.
Еще одним моментом, который необходимо учитывать при выборе типа клея –это время схватывания. Если для сращивания деталей в нормальных условиях достаточно 3-4 часов, то при протечке батареи такого времени нет, здесь счет идет на минуты, поэтому, чем быстрее будет застывать заплата, тем лучше.
Как готовится состав для применения
Готовая композиция холодной сварки при покупке упакована в герметичную упаковку. Снаружи – это тубус из пластика, а внутри контейнера в полиэтиленовой пленке находится отрезок клея. Для получения необходимого количества материала необходимо отрезать обычным ножом кусочек. Нарезка делается перпендикулярно осевой, это один из важных моментов. Дело в том, что состав клея при изготовлении дозируется так, чтобы при отрезании перпендикулярно осевой линии соотношения смолы и отвердителя было всегда одинаковым.
После получения необходимого количества клея оставшийся состав заматывается пленкой и прячется в контейнер. А часть необходимая для работы тщательно разминается до однородного состояния. Делается это интенсивно, так чтобы тщательно перемешались все составляющие части, и масса стала однородной.
В приготовлении композиции изначально используется сера, в процессе перемешивания она равномерно распределяется по объему клея и вступает в химическую реакцию, из-за чего температура значительно повышается. В таком размытом состоянии клей может находиться от 2 до 10 минут. По истечении этого времени холодная сварка для батарей отопления начинает застывать.
Особенности подготовки поверхности для нанесения клеящего состава
Применение клеящего состава на основе эпоксидной смолы требует выполнения ряда условий относительно подготовки поверхности к склеиванию. Прежде всего, это чистота поверхности. Холодная сварка отлично ложится на металлические поверхности и при нахождении в ее составе металлической пудры образует прочное соединение, которое впоследствии образует еще и диффузное соединение. Но для того чтобы пластичная масса равномерно наносилась на поверхность металла необходимо сделать его подготовку.
При подготовке необходимо:
- Убрать следы потеков;
- Снять слой краски до металла;
- Зачистить металл наждачной бумагой;
- Обезжирить покрываемую поверхность.
В списке операций нет операций второстепенных, все они важны для правильного склеивания поверхностей. Правда, на обезжиривании стоит остановиться более детально. При механической обработке точку ремонта батареи в шероховатости металла попадает пыль и другие частицы, например остатки краски. Для того чтобы клей максимально плотно прилегал к металлу место дополнительно обезжиривается, так, чтобы на поверхность была максимально чистой. Эта операция позволит избежать образования на металле жировой пленки, которая после высыхания холодной сварки будет образовывать полость, в которую будет просачиваться вода.
Постоянное гидравлическое давление и температурные колебания довольно быстро расширят площадь полости, и теплоноситель снова начнет просачиваться наружу.
Методы ремонта чугунных радиаторов холодной сваркой
Перед началом описания методов ремонта батареи холодной сваркой необходимо отметить, что холодная сварка это временное средство для устранения отдельной течи. Заделанная течь на сварке может простоять при нормальном обращении и несколько сезонов, но отремонтировать батарею нормально можно только разобрав ее и заменив поломанную секцию новой.
Еще один момент, на который нужно обратить внимание это на размеры заплаты и возможность ремонта разных повреждений. Если в секции образовалась течь небольших размеров, то с таким заданием холодная сварка справится быстро и качественно. Другое дело, когда в металле образовалась большая брешь, здесь придется использовать дополнительное усиление – кроме первого слоя, нанесенного холодной сваркой придется использовать жидкий клей и делать бандаж. И самый сложный случай, это когда от удара откалывается целый фрагмент металла. Такой ремонт холодной сварке не под силу, здесь сразу нужно перекрывать подачу теплоносителя и вызывать ремонтную бригаду.
Ремонт небольших по размеру протечек на вертикальной поверхности секции
Если течь образовалась на наружной или внутренней поверхности секции и размеры трещины не превышают 1-2 см по длине для работы понадобится, кроме холодной сварки еще и щетка по металлу, наждачная бумага 100 и 200 зернистостью и растворитель для красок или спирт.
Перед началом работ перекрывается подача и отвод теплоносителя к батарее и по возможности спускается с нее вода.
Щеткой по металлу счищается краска на расстоянии 1-1,5 см в обе стороны от трещины. После этого сначала наждачной бумагой 100 зернистости, а после 200 делается зачистка так, чтобы на месте будущей заплаты было зачищено пятно до чистого металла.
После этого подготавливается клей и обезжиривается поверхность радиатора. Холодная сварка для батареи отопления наносится на поверхность заплаты так, чтобы между очищенным металлом и краской на поверхности батареи был зазор 1-2 мм.
После нанесения клея он активно прижимается и оставляется для кристаллизации на время указанное в инструкции.
Ремонт течи в местах соединений секций радиатора
Этот случай ремонта позволяет обеспечить более высокое качество заделки течи. Дело в том, что ремонт труб и цилиндрических поверхностей легче, чем заделывать трещину на плоской поверхности. В этом случае кроме обычной пластичной массы в дальнейшем можно использовать двухкомпонентный клей с дополнительным бандажом для повышения прочности соединения.
При ремонте места соединения секций очищается не только место течи, а вся окружность места соединения. Дело в том, что неправильно сделанное соединение секций при уже имеющейся течи, в дальнейшем будет пропускать теплоноситель по всей окружности, поскольку механическая герметичность в нем нарушена.
Последовательность действий здесь следующая:
- Батарея отключается от подачи теплоносителя;
- Очищается вся поверхность по окружности соединения;
- Готовится клеящая композиция;
- Место нанесения клея обезжиривается;
- Наносится слой холодной сварки по всей окружности стыка секций;
- После высыхания первого слоя готовится композиция жидкого клея;
- На место наносится слой жидкого клея, после чего прикладывается полоса из стекловолокна и по ней снова наносится слой клея.
- Для закрепления результата делается 3-4 витка с обязательной пропиткой клея;
- После этого сверху ставится металлический хомут и зажимается винтом.
Ремонт протечек в гайках и сгонах
Для ремонта в этих местах обычно используется пластичная холодная сварка для батарей отопления. Как и в предыдущих случаях, место течи очищается от краски до металла. При очистке рекомендуется удалить часть пакли из соединения на глубину 1-1,5 мм, это даст возможность усилить место склеивания холодной сваркой.
После очистки и обезжиривания процесс приготовления и нанесения холодной сварки идентичен ранее описанным случаям.
Таким образом, холодная сварка на сегодняшний день оптимальное средство для временного ремонта чугунных батарей отопления.
Холодная сварка для чугунных и других батарей отопления
Холодная сварка – что это, применение для системы отопления
Технология склеивания металлов использовалась еще в древности, в результате создавались неразъемные соединения без риска окисления деталей. Под холодной сваркой понимают технологический процесс соединения изделий без дополнительного нагрева, в результате чего их поверхности подвергаются пластической деформации. Последняя разрушает пленку окислов, которая не ранее не давала металлам состыковаться. Сварка происходит в короткий промежуток времени в результате схватывания. На вид этот клеящий состав напоминает шпаклевку, производится на основе эпоксидной смолы.
Сейчас холодная сварка широко применяется для соединения таких металлов:
При помощи сварочного клея можно производить ремонт стальных и алюминиевых батарей, чугунных радиаторов, биметаллических радиаторов. Полимерные изделия для трубопровода тоже допустимо заварить таким способом. Речь идет о пропиленовых трубах, которые применяются для монтажа системы отопления. При точном соблюдении технологии возможно заклеить трубу, стояк, радиатор с любым дефектом, хотя прочность стыка будет несколько уступать таковой после электродуговой сварки.
Чем устранить течь в системе отопления дома
Если течь сильная, и простым хомутом ее не удается перекрыть, и отопительный контур с жидкостью придется отключить. Неважно, где обнаружена течь – на трубе отопления или водоснабжения — устранение протечки будет возможным только при отключении подачи воды. Отключенный контур дает простор для ремонта: можно заодно проверить всю трассу, и отремонтировать (заменить) все подозрительные участки.
Начнем с самых простых способов устранения протечки на трубе отопления:
Заклеить щель или дыру тканевой (стеклотканевой) заплатой, обильно смазанной эпоксидным клеем. Заплатки (их должно быть 2-3 штуки) нарезают в два раза шире, чем диаметр трубы, длина должна позволить обернуть трубу 5-7 раз. Вокруг нарушения металл зачищается наждачной бумагой, напильником или болгаркой, участок хорошо просушивается, и на него наносят эпоксидную смолу. Ткань можно пропитать клеем заранее, а можно обмазывать ее по мере наматывания на трубу – как будет удобнее на месте. Последний тканевый слой не пропитывается клеем, и конец ткани закрепляется шнуром или проволокой. Высыхает эпоксидка на трубе по-разному: при температуре 20 0 C-25 0 C достаточно нескольких часов, при температуре ниже 18 0 C не хватит и суток.
Если вы ремонтировали трубу центрального отопления, то система работает под бо́льшим давлением, чем индивидуальное отопление, и при первичной подаче воды в контур после ремонта может произойти ощутимый гидравлический удар, который может просто сорвать заплату. Поэтому вентиль подачи следует открывать медленно, отслеживая место с заплаткой визуально.
Увеличить прочность заплатки можно добавлением в эпоксидный клей бронзовой или алюминиевой пудры. Если не удалось пудру купить, ее можно сделать дома, сточив мелким напильником или надфилем поверхность какой-либо детали из цветного металла. При добавлении такой пудры можно делать не 5-7 витков ткани, а 2-3, а ремонтировать такой участок станет проще и быстрее.
Заводские материалы
Из готовых растворов, клеев и жидкостей можно использовать термоустойчивый водонепроницаемый герметик, чтобы заделать течь. Подобные клеевые составы производятся специально для ремонта систем отопления. При покупке проследите, чтобы на этикетке стояло слово «нейтральный» — это значит, что ваш клей не разъест цветной металл и прилегающие к нему материалы.
Также для ликвидации протечек хорошо подходит холодная сварка:
- Жидкое эпоксидное вещество, которым удобно пропитывать тканевые заплатки, которые накладывают на дырку водопроводной трубы. Некоторые составы могут работать и по влажной поверхности;
- Полутвердые пластичные составы. Выглядит такая холодная сварка, как небольшой кусок пластилина, состоящий из двух разнокомпонентных полосок. Разминаете пластилин в руках до появления пластичности вещества (ладони должны быть влажными – смочите их в воде), закрываете отверстие трубы небольшим куском, и размазываете по очищенной поверхности. Для затвердевания достаточно 10-15 минут, после чего заплатка становится такой твердой, что ее трудно взять даже напильником.
И жидкая, и твердая холодная сварка содержит токсины, поэтому работать с ней рекомендуется в резиновых перчатках.
Заделка соединений на трубах и между секциями радиатора
Если подтекают соединения на стыке труб или фитингов, то, в зависимости от разности диаметров, можно трубопровод заделать металлическим хомутом сразу или на место с меньшим диаметром сначала подмотать резину. Резиновая лента легко наматывается даже под напором, прекращая сильную протечку.
Для герметизации резьбового соединения в месте подмотки пакли или ФУМ-ленты хорошо помогает клей БФ-2. Предварительно паклю пропитывают спиртом, затем обмазывают клеем. Растворенный спиртом клей пропитывает подмотку, а после высыхания образует плотный водонепроницаемый слой.
Чем еще пропитывают подмотку и чем можно замотать трубу, чтобы она не текла: в большинстве случаев используют обычную масляную (не нитро) краску. Для этого оборачиваете паклю вокруг резьбы, краску наносите кисточкой, а после затягивания резьбы этот участок еще 2-3 раза прокрашиваете. Включать отопление или водопровод можно только через 2-3 суток.
Если заделать так своими руками течь не удается, нужно отключить отопление или водоснабжение, и переделать место резьбового соединения: старую подмотку полностью убрать, резьбу зачистить и обезжирить. Новую паклю или ФУМ-ленту нужно замотать с предварительной пропиткой герметиком или краской.
- При протечке металлопластикового фитинга течь водопроводной сети устраняют проще: остановить течь можно простым поджатием резьбы. В 90% случаев это помогает;
- Медный контур для прекращения течи нужно только паять;
- Трубы из пропилена на отопительном контуре ремонтируют заменой треснувшего участка на новый отрезок трубы – для этого необходим специальный сварочный аппарат для сварки ПП изделий – других способов заварить пропилен не существует.
Если вы не знаете, что делать при протечке между секциями батареи, то самый распространенный ремонт – это замена прокладки между элементами радиатора, или замена ниппеля. Для этого система отключается, производится замена вышедшей из строя детали на новую. Других вариантов нет, кроме временного ремонта – наложения заплатки по описанному выше методу. Это – довольно сложный процесс, так как у алюминиевых радиаторов расстояние от секции до секции очень маленькое.
Чтобы заделать течь на алюминиевой поверхности между секциями, нужно исхитриться как-то зачистить труднодоступные места. Для этого можно использовать трос – его нужно обмотать вокруг места протечки, и тянуть поочередно за концы, пока вся краска не сотрется. Чистая алюминиевая поверхность заклеивается эпоксидкой, замешанной на алюминиевой пудре, или при помощи холодной сварки.
Мало кто знает, но можно замазать трубу отопления обычной поваренной солью! Небольшое отверстие на водопроводной трассе или на трубе отопления сразу перестанет течь, если натереть его щепоткой соли. Если отверстие немаленькое, то соль используют вместе с обычным бинтом – перематывая место протечки, бинт присыпают солью.
Если алюминиевый радиатор потек, то ремонт – это временная мера на один сезон. Для прохождения следующей зимы радиатор нужно менять – он обязательно потечет в другом месте.
Как устранить течь на радиаторе
Не между секциями, не на резьбе, а просто на теле радиатора – такие случаи происходят в основном с чугунными или стальными приборами из-за каверн, которые попадаются в литье. Временный ремонт можно провести так:
- Самый простой и быстрый способ останавливать течь, если дырка маленькая – забить в нее деревянный чопик (пробку). Сравнять его с поверхностью изделия, замазать герметиком или холодной сваркой;
- Кроме древесины, хорошо сработает саморез или пресс-шайба. Метиз тоже нужно смазать герметиком перед вкручиванием в отверстие.
Протечка скрытых труб
Понятно, что это – самая большая неприятность, которую можно представить в только что отремонтированной квартире. Существует два варианта, чем замазать чтобы не текла труба в стене или под полом:
- Если это трасса отопления, то в расширительный резервуар добавляют 100 граммов сухой горчицы. Достаточно 2-3 часов, чтобы мелкие отверстия затянулись. На следующий день нужно горчичную воду из системы слить, и залить новый чистый теплоноситель. Это делают для того, чтобы не забились фильтры в контуре отопления;
- Горчица – это народный бытовой метод, но так же работают заводские герметики, которые нужно заливать в теплоноситель, чтобы труба не текла. Принцип тот же – на следующий день жидкость сливают и меняют на чистую.
Состав холодной сварки
Клей для металла и пластика производится из эпоксидной смолы – полимера, имеющего высокие прочностные характеристики. Именно эта смола отвечает за однородность, пластичность массы, способность заделать даже минимальные трещинки и заполнить ямки. Эпоксидка может загустеть только при контакте с отвердителем, который идет в комплекте (в некоторых средствах он находится в твердой форме, активируется после попадания на воздух и перемешивания).
В составе холодной сварки есть различные наполнители, оптимизирующие технические свойства: стальной порошок (упрочняющая добавка), сера, пластификаторы. При ремонте радиаторов нужно обязательно обратить внимание на такие добавки, они обязаны быть в замазке.
Разновидности клеящих составов
Холодная сварка востребована для точечного ремонта труб. В продаже предлагается клей зарубежных и отечественных брендов. Он различается не только стоимостью, но и качеством. Хорошо зарекомендовали себя такие материалы:
- Abro и HI-Gear — импортные;
- Алмаз и Полимет — отечественные.
Главным элементом является эпоксидная смола, придающая ингредиентам однородного состава и пластичности. В качестве дополнительных компонентов применяются минеральные добавки: оксид железа, сера и другие, влияющие на качество адгезии. Их наименование и количество каждый производитель определяет самостоятельно. Для усиления прочности после застывания используется металлический компонент.
Разновидности сварки
Все средства, относящиеся к данному виду, делятся на пластичные и текучие. Последние обязательно являют собой двухкомпонентные смеси – один флакон содержит эпоксидную смолу с добавками, второй – отвердитель. Пластичные массы реализуются в тюбиках, флаконах, баночках, ими можно замазать трубу или радиатор без разведения. Масса на вид напоминает пластилин, состоящий из двух брусочков, которые нужно перемешать между собой путем разминания пальцами. Есть возможность отделить небольшой кусочек массы, а остальную часть сохранить до следующей необходимости.
Особенности ремонта радиатора
Первым решением, которое приходит на ум каждому, кто обнаружил под капотом пластиковый радиатор, является использование клея.
Однако, многие автовладельцы уже столкнулись с тем, что даже универсальные образцы являются совершенно бессильными, когда необходимо создать прочную заплатку на радиаторе.
Даже если такую заплатку наложить удаётся, по прошествии некоторого времени склейка всё равно образует трещину и из нее начинает сочиться антифриз.
Причина этого в том, что конструкция радиатора изготавливается из чрезвычайно скользких гидрофобных видов пластика. Материал помогает жидкости циркулировать внутри, однако практически полностью исключает традиционные методы склеивания.
Разумеется, компоненты поддается постоянным и чрезвычайно серьезным температурным перепадам, а также вибрациям и значительному давлению в самой системе.
Многие специалисты говорят исключительно о необходимости полной замены компонента, учитывая что он ещё и несколько дешевле металлических образцов.
Тем не менее, по различным причинам у многих такой возможности может не быть, поэтому особую ценность приобретают и временные эффективные меры устранения протечки.
Существует несколько возможных вариантов восстановления герметичности этого узла. Учитывая, что практически все виды клеев для этого не годятся, специалисты рекомендуют использовать возможности самого полимерного материала.
В частности первой рекомендацией можно назвать пайку. Сразу стоит отметить, что радиаторы изготавливаются из особых термоустойчивых пластиков, однако и они превосходно могут быть спаяны при помощи обычного паяльника.
Альтернативным вариантом можно назвать применение холодной сварки. Этот способ соединения не предполагает особого нагревания, при этом, сама пластичная масса включает в тебя особые полимерные смолы, химические добавки и металлические наполнители, которые обеспечивают не только прочные, но и термостойкие швы.
Хотя сами процессы восстановления и не требуют особых навыков и слишком дорогого оборудования, тем не менее, результат нельзя назвать особенно долговечным.
Сразу стоит сказать, что многим владельцам автомобилей с пластиковым радиатором холодная сварка может не подойти.
Хотя такая заплатка и лучше, чем любой клей, однако все же недостаточно прочна, чтобы обеспечивать длительный эффект. На таком решении, допустим, можно доехать до ближайшего автосервиса, однако ездить с такой заплаткой месяцами уже не получится.
При наличии совсем небольшого повреждения, можно попытаться герметизировать компонент, применяя специализированный клей.
В частности неплохие результаты показал двухкомпонентный адгезив 3М DP8005. В его основе лежит акрил, который хорошо соединяет между собой трудно склеиваемые пластики и даже полиэтилены.
При помощи этого клея можно заделать небольшие трещины в радиаторе. Высокая стойкость к агрессивным растворам и высоким температурам обеспечивает успешное, хотя и временное решение проблемы.
Разумеется, такой клей нельзя назвать дешевым. Кроме того, можно воспользоваться клеем сваркой Horsh, также предназначенным для соединения разнообразных пластиковых изделий и заполнения трещин. Способность выдерживать высокие температуры и давления является его основным преимуществом.
Способы использования
Для ремонта труб нужно приготовить все необходимое – само средство для сварки, ацетон или спирт, наждачку, ветошь и зажимы. Методика заделки радиаторов несколько различается в зависимости от типа сварки – жидкой или пластичной. Важно подобрать подходящее средство, которое годится для труб, находящихся под давлением (металлических или полипропиленовых). Далее надо подготовить, смешать материал, причем с жидкими средствами следует работать быстрее.
Способы применения сварки:
- простое заклеивание дефекта кусочком массы, расплющенной и размятой пальцами;
- использование специальных стекловолоконных тканей, нитей для смачивания эпоксидкой с последующим заматыванием резиной, проволокой или без такового;
- наклеивание на крупный дефект с покрытием металлической заплаткой.
Если течь сильная, можно своими руками сделать состав еще более прочным. Нужно взять любую алюминиевую или бронзовую деталь, немного сточить ее над бумагой, получив металлический порошок. Его нужно добавить в эпоксидную массу, которой потом пропитать витки нитей или ткани.
Самые распространенные неполадки и их признаки
Хотя чугун отлично переносит несовершенство теплоносителя центрального отопления, а батареи из него имеют достаточно широкие каналы, чтобы в них не скапливался мусор, проблемы могут возникнуть даже у них. И это при том, что этому металлу нет износа. Виновниками того, что лопнула чугунная батарея или в ее стенках появился свищ, могут быть следующие факторы:
- Всем известен большой вес радиаторов из этого металла. Если при монтаже конструкции были использованы не достаточно крепкие кронштейны, или их оказалось мало, со временем она может просесть под своим весом и наклониться. Даже незначительное отклонение всего на пару миллиметров снизит эффективность работы устройства, а если перекос не исправить, то спустя несколько лет в месте, где теплоноситель отсутствует, появится коррозия. Вначале она будет выглядеть как небольшое коричневое пятнышко, которое будет расти с каждым отопительным сезоном, пока на его месте не образуется свищ.
- Репутация «долгожителей» свойственна как старым, так и новым моделям чугунных радиаторов, но при условии, что они монтированы в контур многоквартирного здания не выше шести этажей. Если теплосеть надежная и не «грешит» сильными гидроударами, то их можно устанавливать и в девятиэтажных домах. В противном случае, под сильным напором воды чугунная батарея может дать течь на стыках соединений секций. В том случае, если во время отопительного сезона потекла чугунная батарея, чем заделать ее нужно знать заранее. Сегодня существует масса герметиков, которые помогут «продержаться» устройству до теплых дней.
- Внутреннее устройство отечественных батарей таково, что чугун, из которого они выплавлены, имеет шероховатости, которые полностью отсутствуют в импортных аналогах. Именно поэтому на стенках со временем откладывается много мусора, которым наполнена вода в теплосети. Взвеси, частицы ржавчины и металлов, все это оседает и делает широкий канал узким настолько, что он уже не способен пропускать беспрепятственно теплоноситель под большим напором. В этом случае конструкция может лопнуть в любом месте, и тогда придется срочно решать, как устранить течь в чугунной батарее.
- Прокладки и резьба ниппелей – это слабое «звено» отопительных приборов. Если у чугуна нет срока давности, то этого не скажешь про детали, из которых состоит батарея. Чтобы не доводить ситуацию до того, что потребуется ремонт чугунной батареи, места соединений нужно проверять после каждого отопительного сезона и периодически менять на них прокладки.
Температурные показатели смеси
В зависимости от точного состава и конкретного от производителя, температурный диапазон применения сварки может сильно варьироваться. Большинство средств выдерживают замораживание, например, клей Mastix не утратит свойств даже при — 60 градусах. Подавляющее количество дешевых эпоксидок работает только до +150 градусов, потому для сварки радиаторов и труб отопления их использовать можно (работа теплосети обычно осуществляется при +95…+110 градусах).
Более качественные средства выдерживают до +260 градусов, но есть и высокотемпературные смеси – их применяют даже в экстремальных условиях (до +1300 градусов). Хотя нет смысла тратиться на приобретение таких средств, можно купить простой низкотемпературный состав.
Последовательность работ
В зависимости от того, насколько серьезная поломка, зависят действия по ее устранению. Так, если течь небольшая, то можно обойтись без отключения батареи от контура, и для ремонта потребуется:
- Установить под местом поломки емкость на случай прорыва или клеенку с ветошью для сбора воды.
- Место разрыва или трещины нужно зачистить до основания при помощи троса или наждака. Нужно не просто удалить слой краски, а обнажить сам металл.
- Обезжирить подготовленное место каким-нибудь растворителем.
- Если для ликвидации поломки используется специальный клей или эпоксидная смола, то потребуются полоски плотной ткани или бинты. Нанести на них средство и намотать на место разрыва в несколько слоев.
- В случае использования холодной сварки ткань не нужна.
- На схваченное герметиком место надевается и закручивается хомут, но важно проследить, чтобы его зажимы были с противоположной стороны течи. Например, трещина образовалась на внутренней стороне радиатора, значит, зажимы будут снаружи, и наоборот.
- Если поломка серьезная и горячая вода хлещет из батареи, то нужно вызывать аварийную бригаду, а не пробовать остановить утечку самостоятельно без наличия нужных инструментов.
Преимущества и недостатки
Технология позволяет устранить течь трубы с высокой надежностью. Данная процедура безопасна в выполнении, чего нельзя сказать об обычной сварке. Прочие преимущества таковы:
- удобство, легкость методики даже для новичков;
- отличное качество шва, которое зависит, преимущественно, от типа материала, а не от скорости работы;
- отсутствие необходимости в покупке специальных инструментов, оборудования, техники и дорогостоящих материалов;
- минимум энергозатрат;
- противопожарные, противовзрывные свойства эпоксидки;
- низкая стоимость ремонта;
- доступность холодной сварки – клеи продаются в любом магазине.
Минусы у технологии тоже есть. Сварка такого типа не рассчитана на слишком высокие нагрузки – давление, сильный нагрев. Поэтому при серьезном дефекте трубы или радиатора лучше применять горячую сварку или менять участок полностью. Важно соблюдать меры подготовки – в противном случае качество сварного шва снизится. Долговечность холодной сварки ниже, чем у стандартного сваривания – отремонтированные трубы не прослужат много лет, а потребуют нового ремонта. По сути, такой ремонт считается специалистами временной мерой.
Недостатки
- применяется только для мелкого ремонта повреждения трубы в местах, где отсутствует нагрузка;
- требует тщательного соблюдения технологии нанесения, иначе не будет держаться;
- в процессе сваривания необходимо соблюдать заданную температуру;
- в отличие от инверторной сварки шов не является долговечным, это только временная мера.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Трубы полипропиленовые для холодного и горячего водоснабжения
Виды и производители
Обычно сварка холодным методом применяется, когда финансово нецелесообразно использовать горячий способ либо это затруднительно. Такие ситуации случаются при появлении минимального дефекта, повреждении габаритного изделия, риске серьезных внутренних напряжений в трубе.
Для ремонта можно применять следующие типы средств:
- универсальные – применяются для заклейки металла, пластика, камня, дерева, стекла, бетона и большинства иных материалов;
- автомобильные – если на материале указано, что он выдерживает высокие температуры, то использовать его в ремонте труб разрешается;
- для пластика – обычно термостойкость подобных средств достигает +260 градусов и выше, потому они тоже пригодны для работ.
Не годятся средства с пометкой «для дерева», «для сантехники». Они, как правило, не являются термостойкими, да и качество сцепления будет ниже. Лучше найти конкретную сварку для работы по металлу, пластику с четким указанием температурного режима. Есть даже суперводостойкие средства для работы под водой, их тоже можно использовать для холодной сварки.
Отечественные составы стоят дешевле импортных, но по качеству не уступают последним. Только не стоит брать самую дешевую сварку, она наверняка даст низкое качество сварного шва. Самыми востребованными средствами считаются такие:
- Hi-Gear. Универсальный клей, его часто покупают владельцы авто для заклеивания элементов, подвергающихся серьезным нагрузкам. Такой клей поможет устранить любую течь системы отопления.
- «Титан». Годится для любых материалов, не портится от воздействия воды и высоких температур.
Также спросом пользуются сварки ABRO, «Полимет», «Алма», Wurth Liquid, Permatex Cold Weld.
Классическая высокотемпературная сварка
Как сварить отопление из железной трубы в соответствии со строительными нормами, указано в ГОСТе. Имеет значение и диаметр труб, и протяженность системы. СНИП укажет, как правильно сварить трубы для отопления в каждом конкретном случае: частное домовладение, многоэтажный дом или водопроводная линия промышленного назначения.
При использовании газового сварочного аппарата для создания качественных швов потребуется немалый практический опыт. Электросваркой также можно создавать безупречного качества сварные соединения, но в этом случае потребуется не только опыт, но и качественные электроды, верно выбранный уровень тока и «чувство дуги». Качественная электросварка трубы отопления доступна лишь настоящим профессионалам.
Металлические трубы — наиболее распространенный материал для систем отопления
Прочность труб из металла более чем достаточна для системы подачи воды и для контура отопления. Именно участки соединений, которые приходится реализовывать для того, чтобы не отклоняться от проектной документации, являются «слабым звеном» системы. О том, как варить трубу отопления электросваркой, подробно указано в устаревших учебных материалах и статьях. В современном строительстве чаще применяется метод холодной сварки для труб отопления.
Важно знать! Резьбовые соединения труб из металла используют в тех случаях, когда требуется создать разъемное соединение. Герметичность соединения в этом случае гарантирует уплотнитель, чаще всего пакля.
Как правильно варить трубу отопления знает каждый квалифицированный инженер-монтажник. Существует ряд правил, которых необходимо придерживаться:
- Сварной шов не должен состоять из окалины. Так происходит, если варить трубу электросваркой, используя некачественные электроды.
- Чтобы варить металл электрическим сварочным аппаратом необходимо использовать метод многослойного расплава металла. Первичная окалина шва удаляется перед следующим слоем сварки.
- Важно правильно выбрать уровень тока – слабый ток не гарантирует прочность сварочного шва. Слишком высокий ток при сварочных работах также неприемлем.
- Если используется метод «сварка встык», в качестве армирующего материала используется металл электрода или расплавленная проволока.
- Варить электросваркой металлические трубопроводы и другие элементы отопительных и водопроводных систем запрещается вблизи легковоспламеняющихся предметов.
Газовая сварка – универсальный метод для создания прочного соединения металлов, соединять можно металлические детали разного размера в любых комбинациях.
Для традиционной сварки нужно иметь специальное оборудование и опыт проведения сварочных работ
Высокая температура струи сгорающего газа позволяет расплавить металл в области локального прогрева, и варить металл на молекулярном уровне. Требует дорогостоящего оборудования и высококвалифицированных сварщиков.
Инструкция для холодной сварки труб
Для начала нужно качественно подготовить основание. Для этого все участки, на которые будет наноситься смола, очищаются от ржавчины, грязи, старой краски. Обработать их можно наждачкой, чтобы сразу убрать все загрязнения. Слишком стараться не следует, иначе на поверхности останутся глубокие царапины. Зато мелкие потертости будут кстати – они усилят адгезию. Непосредственно перед свариванием детали надо обезжирить растворителем (обычно ацетоном) или помыть с моющим средством. Если есть возможность, нужно просушить стыки феном для волос – нагрев улучшит сцепление.
Клей готовят в зависимости от инструкции. Для изготовки жидкого клеящего состава в смолу добавляют строго отмеренное количество отвердителя. Время жизни состава также указано в инструкции, далее начинается его полимеризация. Обычно период равен 10-15 минут или чуть больше. Немного продлить это время можно путем охлаждения средства.
Пластилинообразные мастики готовят путем разминания руками, предварительно надев перчатки и намочив их водой. От стержня следует отрезать нужное количество материала, остальную массу убрать. Резать надо только строго поперек, иначе соотношение эпоксидки и отвердителя будет неверным. По мере готовности цвет массы станет равномерным, при этом она нагреется из-за выделения тепла.
Ремонт осуществляют таким образом:
- нанести клей на место будущего стыка, прямо в пробоину, чтобы обеспечить проникновение массы вглубь;
- второй вариант – намотать стеклонить, стеклоткань, покрыть жидким составом, уже начавшим немного густеть;
- разгладить средство снаружи маленьким шпателем или иным плоским приспособлением, немного смочив его в воде;
- в течение нескольких минут можно менять положение смеси;
- если пробоина слишком большая, на нее придется посадить металлическую заплатку (прямо на холодную сварку);
- зафиксировать участок на 15-60 минут в зависимости от указаний инструкции, применяя зажим;
- по возможности, нельзя подвергать соединение интенсивным нагрузкам в течение 1-24 часов, хотя для большинства сварок достаточно 1-1,5 часов.
Если ремонт проводится в помещении с низкой температурой, клей надо скатать в шарик и позволить массе внутри прогреться до +40…+50 градусов. Время выдерживания шарика не должно быть больше времени жизни смеси (обычно его не держат более 4 минут). Для эффективного прогревания шарика его надо делать массой не меньше 50 г. Нужно помнить, что для ремонта сложных соединений и узлов лучше сразу воспользоваться горячей сваркой или заменить детали, холодный стык может оказаться ненадежным.
Меры безопасности
После высыхания материал является безопасным для человека, но при работе с ним надо соблюдать осторожность. Все работы проводят в перчатках, не допуская прямого контакта эпоксидки с кожей. Нельзя пользоваться для резки смолы ножом для пищевых продуктов. При контактировании с массой кожу промывают водой с мылом.
Ремонт полимерных труб
Для полимерных труб нужны специализированные составы.
Независимо от химического состава обрабатываемого материала и характера используемой сварки, обязательно нужно соблюдать условия и рекомендации, прописанные в инструкции.
Холодная сварка для пластиковых труб отопления проходит по следующей схеме:
- обязательным этапом является подготовка поверхности ремонтируемого материала. Для этого поверхность торцов трубы обрабатывается наждачной бумагой, а затем обезжиривается. Шероховатости на трубе увеличат степень адгезии с клеящим составом. Жирные загрязнения могут вступить в химическую реакцию с компонентами холодной сварки и ухудшить их характеристики;
- определяют правильный допуск перпендикулярности торцов. В случае с трубами диаметром 20…40 мм он должен составлять не более 2 мм;
- отмеряют на концах труб половину длины муфты, чтобы определиться с площадью обрабатываемой поверхности;
- отметки циклюют, то есть снимают с труб тонкий слой материала (0,1…0,2 мм), заусеницы также удаляются;
- непосредственная подготовка клеящего состава заключается в смешивании компонентов до образования однородной массы. В случае с пластилинообразной сваркой руки перед смешиванием смачивают водой. Паста не будет прилипать к коже. Срок годности жидких составов длится не дольше 3 мин, поэтому действовать нужно быстро;
- подготовленную смесь наносят на поверхность ремонтируемого или соединяемого материала. Все кладут под пресс. Какая сила должна оказывать действие на шов, указывается в инструкции к холодной сварке.
Отремонтированный трубопровод или контур отопления можно использовать через 8 часов после сваривания.
Починка чугунного и других видов радиаторов
Работа с радиаторами аналогична заклеиванию дефектов на трубах. Поверхность очищают, обезжиривают. Можно для этой цели применять спирт, нанося его ватным тампоном. Далее берут шарик смолы примерно 2 см диаметром, разминают его, смешивая компоненты. Прижимают смолу к месту повреждения, разглаживают, удерживают ветошью или зажимом.
Обычно на полимеризацию хватает 30-40 минут, но использовать батарею лучше спустя сутки, не раньше. Естественно, подача воды перед ремонтом должна быть отключена. Если требуется удалить свищ, нужно взять стеклоткань и жидкое средство, обмотать участок и надежно проклеить его.
Холодная сварка – отличная временная мера до завершения отопительного сезона. Она поможет устранить течь трубы или радиатора быстро и без хлопот!
Устройство чугунных радиаторов
Этот вид отопительных приборов состоит из секций. Модели старого типа даже сегодня выпускаются в виде «гармошек», тогда как новое поколение имеет плоскую внешнюю панель, обеспечивающую лучший прогрев всей ее площади.
При работе эти устройства используют два типа отдачи тепла:
- Излучение, или как его называют профессионалы, радиация составляет до 25-30% тепла. Оно не просто нагревает воздух, а передается ближайшим предметам, обеспечивая более качественный прогрев помещения.
- Конвекция, производимая батареей отопления, обеспечивает постоянное перемещение воздушных масс по комнате, и составляет порядка 75% теплоотдачи.
Устройство чугунной батареи, несмотря на все внешние изменения, осталось прежним. Она состоит из секций, оснащенных:
- заглушками;
- запорными устройствами;
- пробками;
- хвостовиком и терморегулятором;
- контргайками;
- ниппелями и прокладками.
Каким бы ни был чугун крепким, но даже у него есть свои пределы. Как правило, срок службы чугунных радиаторов составляет 25-30 лет, а при должном уходе и оптимальных условиях работы они могут работать без перебоя от 50 до 100 лет.
Этого не скажешь о деталях, которые скрепляют секции друг с другом, например, о прокладках. При частых гидроударах они могут «раскачаться» или потрескаться от времени. В этом случае появляется течь между секциями чугунной батареи, которая, если не устранить ее вовремя, может стать причиной серьезной аварии и угрозой для здоровья и жизни человека.
Чтобы этого избежать, нужно проверять состояние чугунных радиаторов после окончания отопительного сезона. При этом можно обнаружить совершенно разные неполадки в отопительной системе.
Область использования
Холодная сварка Mastix нередко используется в качестве клея, однако главная функциональная особенность состава заключается в возможности создания из него различных деталей. Благодаря пластичности и способности принятия заданных форм материал может быть использован для воссоздания изношенных механизмов и частей к ним. Средство часто используется для устранения трещин и сколов, незаменимо при ремонте труб и батарей.
Материал отлично справляется с ремонтом мебели, предметов интерьера и домашней утвари, а благодаря созданию герметичного соединения может использоваться для склеивания аквариумов и витражных стёкол. Несмотря на то, что сварка достаточно устойчива к умеренным вибрационным нагрузкам, сильные механические воздействия могут её повредить. Поэтому для ремонта изделий, подвергающихся ударным воздействиям, использовать материал не рекомендуется.
Mastix отлично соединяет металлические, деревянные, пластмассовые, каменные и стеклянные основания в любых сочетаниях, что в совокупности с широким диапазоном температур, в которых могут эксплуатироваться склеенные детали, ещё больше увеличивает популярность клея.
Разновидности
Холодная сварка выпускается в нескольких модификациях, каждая из которых обладает особыми эксплуатационными характеристиками, предназначена для работы в определённых условиях и с конкретным материалом.
- Сварка для изделий из металла. Серия предназначена для ремонта сантехники и трубопроводов. В состав смеси входит металлический наполнитель, обеспечивающий высокую прочность соединения и гарантирующий долговечность шва. Клей не боится излишней влажности, благодаря чему может быть использован на мокрых поверхностях без их предварительного осушения. Модели данной серии подразделяются на несколько видов, каждый из которых специализируется на склеивании определённого материала. Например, для работы со стальными основаниями разработан специальный состав «Быстрая сталь», а для монтажа алюминиевых конструкций существует смесь, содержащая алюминиевые наполнители и предназначенная исключительно для этого металла.
- Универсальный вариант. Этот вид сварки является наиболее распространённым. Он отличается прочностью стыка, достаточно эффективен на любых поверхностях.
- Термостойкий состав имеет красный цвет упаковки. Он не теряет своих эксплуатационных характеристик при повышении температуры до 250 градусов.
- Сантехнические смеси предназначены для ремонта металлических и фарфоровых элементов. Они отличаются высокими водонепроницаемыми свойствами и долговечностью соединения.
Инструкция по применению
Прежде чем приступить к приготовлению состава, рабочие поверхности следует подготовить. Основания очищаются от ржавчины и механического мусора, вытираются насухо и обезжириваются (если это необходимо). Затем нужно отрезать 1/3 часть от стержня и влажными руками тщательно смешать оба компонента. Индикатором правильно приготовленной смеси является цвет материала: он должен стать равномерным, без вкраплений и разводов. Затем полученный состав нужно нанести на обе детали, после чего соединить их между собой и зафиксировать.
Время фиксации должно составлять не менее 15 минут. При проведении работ на замасленных, влажных или загрязнённых основаниях следует помнить, что прочность склеивания проблемных участков снижается на 25%, в сравнении с сухими и обезжиренными поверхностями. Если монтаж осуществляется при пониженных температурах, состав необходимо дополнительно разогреть в руках в течение 3-4 минут, после чего быстро нанести на основание.
При разогреве материала следует помнить, что время его «жизнеспособности» составляет 7 минут, поэтому монтаж следует выполнять быстро, а смеси стоит готовить ровно столько, сколько планируется использовать за этот срок. Время первичного схватывания зависит от условий окружающей среды и температуры рабочих элементов. Чем выше температура, тем быстрее будет застывание, и наоборот, при понижении температур время затвердевания может увеличиться. Использовать отремонтированные изделия, а также подвергать их нагрузке и обрабатывать можно спустя полтора часа. Состав не рекомендуется использовать для склеивания предметов, имеющих непосредственных контакт с пищей.
Благодаря высоким эксплуатационным характеристикам холодная сварка Mastix является незаменимым ремонтным средством. Именно поэтому она широко применяется в самых разных сферах человеческой деятельности.
О том, как пользоваться холодной сваркой, смотрите в следующем видео.
Критерии выбора труб и вида клея
Холодная сварка для труб различается по консистенции и составу. Жидкий клей производят двухкомпонентным – в виде клеящей смеси и отвердителя. Их соединяют в определенной пропорции непосредственно перед применением. При выборе материала для заклейки дефектов нужно учитывать состав и назначение. Пластичный аналог по консистенции напоминает пластилин. Его продают в виде однокомпонентной либо двухкомпонентной смеси. Он изготавливается в форме бруска, который перед использованием тщательно разминают. Производители предлагают такие разновидности холодной сварки:
- для металла – пригоден для временной заклейки течи в металлическом трубопроводе с низким давлением, резервуаров, карбюраторов и радиаторов автомобилей;
- для пластиковых труб – специализированный состав для пластиковых и пластмассовых деталей, хорошо устраняет трещины на корпусе, пригоден для пвх труб, хорошо герметизирует соединения;
- универсальный – может использоваться для пластмассовых, металлических, полипропиленовых, стеклянных и керамических изделий, хуже склеивает по сравнению со специализированными составами;
- для сантехники – устраняет трещины и течи на раковинах, унитазах и прочих фарфоровых и фаянсовых сантехнических приборах.