- Как проверить показания общедомовых счётчиков многоквартирного дома
- Что говорит закон
- Поделюсь опытом
- Как собственникам проконтролировать снятие показаний с общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов?
- Читайте также последние новости ЖКХ России, г. Волгограда и Волгоградской области
- Популярные ответы на вопросы по ЖКХ
- Книги по жилищно-коммунальному хозяйству
- Новости ЖКХ
Как проверить показания общедомовых счётчиков многоквартирного дома
Краткое содержание:
Управляющая компания многоквартирного дома ежемесячно выставляет к оплате общедомовое потребление холодной и горячей воды, а также электроэнергии. Но проверить показания общедомовых приборов учета (ОПУ) она никому из жильцов не позволяет. Поэтому многие считают это нарушением своих законных прав.
Но так ли права управляющая компания, которая препятствует собственнику в ознакомлении с показаниями ОПУ, ссылаясь на отсутствие такой обязанности в ЖК РФ? Давайте разберёмся.
Что говорит закон
В Жилищном кодексе РФ обязанности управляющей компании перечислены в статьях раздела VIII. И там действительно нет предоставления доступа к общедомовым приборам учёта по требованию собственников помещений многоквартирного дома (МКД).
Поэтому требовать от управляющей компании такого доступа со ссылкой на ЖК РФ бессмысленно. Будет отказано. И никакой суд вам здесь не поможет – в связи с отсутствием правового обоснования.
А сейчас расскажу, как решаю этот вопрос я.
Поделюсь опытом
6 мая 2011 г. постановлением Правительства РФ № 354 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг. В этих Правилах тоже есть перечень обязанностей управляющей организации.
В частности, указано, что при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта управляющая организация обязана:
- ежемесячно снимать показания такого прибора учёта в период с 23 по 25 число текущего месяца,
- заносить полученные показания в журнал учёта показаний ОПУ.
При обращении потребителя управляющая организация обязана предоставить по его требованию возможность ознакомиться со сведениями о показаниях ОПУ в течение одного рабочего дня со дня обращения.
При этом сохранность информации о показаниях ОПУ должна быть обеспечена в течение не менее 3 лет.
Также управляющая организация обязана предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчётные периоды:
- о помесячных объёмах (количестве) потреблённых коммунальных ресурсов по показаниям ОПУ (при их наличии),
- о суммарном объёме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потреблённых в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме,
- об объёмах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг,
- об объёмах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
При подготовке заявления именно эти сведения нужно запрашивать для проверки правильности начисления платы. Если ваше требование оформлено надлежащим образом, отказа от управляющей компании не будет. Им не нужны судебные расходы.
Мы рассмотрели основания для доступа к Журналу учёта показаний ОПУ. Но иногда хочется и на сами счётчики поглядывать, верно? Если так, внесите в Договор управления МКД дополнение – о том, что при ежемесячном снятии показаний должен присутствовать представитель от жильцов дома. Доступ к счётчикам будет предоставлен.
Примечание. В случае передачи показаний ОПУ дистанционно (через модемы, сетевые адаптеры и т.п.) участие граждан при снятии показаний ОПУ не может быть реализовано. Но вы вправе на основании постановления Правительства РФ № 354 запросить скриншот с показаниями ОПУ, зафиксированных модемом прибора учета.
Как собственникам проконтролировать снятие показаний с общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов?
В Инспекцию Госжилнадзора Волгоградской области поступают многочисленные обращения по вопросам достоверности передачи показаний по общедомовым приборам учета коммунальных ресурсов. В связи с этим подготовлен следующий комментарий, сообщает ИГЖН Волгоградской области .
В соответствии с п.»е» п. 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354), исполнитель коммунальных услуг обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Однако законодательством не предусмотрено обязанности исполнителя коммунальных услуг по снятию показаний коллективного (общедомового) прибора учета в присутствии потребителя.
Вместе с тем, законодательство предполагает систему механизмов, с помощью которых собственники помещений имеют право осуществлять контроль за деятельностью специализированных организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включающая в себя: общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ)); деятельность совета многоквартирного дома (ст. 161.1 ЖК РФ); договоры управления многоквартирным домом, заключаемые с каждым собственником помещений в доме, на условиях, указанных в решении общего собрания (ст. 162 ЖК РФ).
Исходя из толкования ст. ст. 44 — 48 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников относится решение вопросов осуществления контроля за показаниями общедомовых приборов учета, принятии решения о его необходимости, а также о формах такого контроля, о лицах, которые будут осуществлять такой контроль.
Следовательно, используя данные механизмы, собственники многоквартирного дома могут принять решение о формах и способах такого контроля, о лицах, которые будут осуществлять такой контроль, о периодичности проверок, о порядке документирования их результатов, о местонахождении этих документов, о возможности и порядке ознакомления всех собственников с их содержанием.
Также следует учитывать, что возможность участия граждан в снятии показаний общедомового прибора учета может быть реализована при строгом соблюдении требований техники безопасности, так как в отдельных случаях общедомовые приборы учета размещены в объектах повышенной опасности (крышные котельные, подвальные помещения и т.п.).
При этом собственникам многоквартирного дома, при выборе одного из механизмов контроля за снятием показаний общедомового прибора учета, следует исходить из того, что для конкретного и эффективного контроля за снятием показаний прибора учета необходимы специальные познания, которые определяются относительно типа и технических особенностей прибора учета.
Кроме того, в случае передачи показаний общедомового прибора учета дистанционно (через модемы, сетевые адаптеры и т.п.), участие граждан при снятии показаний общедомового прибора учета не может быть реализовано. Однако в этом случае граждане, на основании п.»е» п. 31 «Правил 354, вправе запросить скриншот с показаниями коллективного (общедомового)прибора учета, зафиксированных модемом прибора учета.
Читайте также последние новости ЖКХ России, г. Волгограда и Волгоградской области
Инспекцией после проведенного обследования технического состояния жилого дома №16 по ул. Степная с. Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области было составлено заключение о техническом состоянии данного дома, которое в соответствии с требованиями действующего законодательства было направлено.
С 26 апреля по 30 мая в России пройдет онлайн-голосование по вопросам благоустройства городских территорий. Об этом рассказал замглавы Минстроя Максим Егоров на форуме «Умный город» в г. Белгороде. Минстрой организовал это голосование совместно с организацией «Диалог-Регионы».
Центры управления придут в малые города с населением от 30 тысяч человек. План создания муниципальных центров управления (МЦУ) представил в четверг, 15 апреля, советник главы «Диалог-Регионы» Александр Похлебаев на форуме «Умный город. Инструкция по применению», который проходит в.
Информационный сервис, с помощью которого жители столицы смогут узнать график отключения горячей воды, заработает после 20 апреля. Такой срок озвучил заммэра Москвы Петр Бирюков. Сервис будет размещен на портале mos.ru, в мобильном приложении «Моя Москва» и на сайтах moek.ru и online.moek.ru.
Федеральная антимонопольная служба намерена и дальше сдерживать темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги на уровне ниже инфляции. Об этом заявил замглавы ФАС Виталий Королев на панельной дискуссии, посвященной стратегическим целям тарифного регулирования в сферах электроэнергетики и ЖКХ.
С наступлением благоприятных погодных условий сотрудники управляющих организаций вместе с жителями наводят порядок во дворах многоквартирных домов и на прилегающих территориях — только за прошедшую неделю такие мероприятия прошли в десятках населенных пунктов Волгоградской области. Наибольшую активность.
Инвестиционная деятельность крупнейших компаний в период пандемии стала одной из основных тем обсуждения на Красноярском экономическом форуме. Как рассказал генеральный директор СУЭК Степан Солженицын, компания, несмотря на коронавирусные ограничения, не приостановила ни один из своих инвестиционных проектов, направленность которых связана прежде всего с экологией.
Если раньше людей в сфере ЖКХ больше всего волновали вопросы состояния и ремонта многоэтажек, то в первом квартале 2021 года на первом месте в топ-10 коммунальных проблем — жалобы на начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). А это и перерасчеты, и дополнительные платежи и комиссии.
Борьба с глобальным потеплением с помощью «зеленой» энергетики — это то же самое, что попытка тушить пожар бензином. Так считает член президиума Совета по внешней и оборонной политике Александр Лосев, с которым беседует корреспондент «РГ».
Действующие тарифы на электроэнергию для населения в России в среднем на 30-50% ниже экономически обоснованных, пишут РИА Новости со ссылкой на заместителя руководителя направления «Климат и зеленая энергетика» Центра стратегических разработок Олега Колобова.
Популярные ответы на вопросы по ЖКХ
Действующее законодательство относит данные отношения к гражданско-правовым. Необходимо изначально знать, на каких условиях заключен договор между собственниками и управляющей компанией. В основном собственники нанимают управляющую компанию для выполнения работ по содержанию общего имущества. Заявки от жильцов на выполнение работ внутри жилых помещений, принадлежащих на праве собственности жильцам, управляющая компания не обязана, но может выполнять за отдельную плату при заключении отдельного договора на выполнение разовых работ. При этом в договоре необходимо обозначить меру ответственности управляющей компании, гарантийный срок по выполненным работам и т.д.
Во-первых, необходимо сформировать инициативную группу домовладельцев и созвать общее собрание жильцов. Для этого надо подготовить информационное письмо, содержащее сведения о ТСЖ, и учредительные документы: проект Устава ТСЖ и проект схемы определения долей. После этого нужно собрать и проверить копии всех правоустанавливающих документов собственников жилых и иных помещений. Подготовка этих документов может потребовать услуг профессиональных юристов. Для проведения общего собрания необходимо одновременно с уведомлением о его проведении разослать копии проекта Устава. Уведомления должны быть вручены домовладельцам лично или отправлены заказным письмом. Потребуется также распечатать бланки заявлений о вступлении в члены ТСЖ. Так что добавьте к своим расчетам расходы на оплату копирования и услуг почты.
Книги по жилищно-коммунальному хозяйству
Это первая и пока единственная книга по данной теме, которую мы постарались сделать максимально полезной и простой для понимания даже тем, кто не обладает глубокими познаниями в сфере жилищного права. Вместе с тем она содержит исчерпывающие сведения по подготовке и проведению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и может стать настольным справочником для сотрудников управляющих организаций, членов советов многоквартирных домов.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Постановление Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных.
Новости ЖКХ
В этой статье расскажем насколько правомерны требования РСО по снятию показаний ИПУ со стороны УО, и имеются ли правовые основания у РСО для понуждения к этому управляющую организацию при «прямых» договорах.
С 03 апреля 2018 года Федеральным Законом № 59-ФЗ (далее – закон 59) введена в действие ст. 157.2 Жилищного кодекса (далее – ЖК РФ) и изменения в другие нормы ЖК РФ, связанных с введением «прямых» договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО), в том числе и с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – РО ТКО).
Прямые договоры существовали и ранее, но у собственников не было права голосовать за такой переход. Инициатива должна была исходить от РСО, которая могла расторгнуть договор с УО в связи с наличием задолженности, либо такие договоры существовали из ранее сложившихся отношений между РСО и собственниками.
В соответствии с пунктом 11 ст. 161 ЖК РФ (норма введена с 03.04.2018 года) в случае, предусмотренном статьей 157.2 ЖК РФ, управляющая организация, ТСЖ либо ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством РФ, обязаны, в том числе и:
- предоставлять РСО и РО по ТКО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях ИПУ (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, ТСЖ либо ЖК или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета (ОДПУ), установленных в МКД.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила 354), Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг (КУ) собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД), собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности… (далее — по тексту Правил 354).
В силу вышеуказанной нормы Правил 354 они применяются при начислении платежей за коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений в МКД, а к отношениям управляющей организации (УО) и ресурсоснабжающей организации (РСО) применяются в случаях, не урегулированных иными прямыми нормами на основании аналогии закона (п. 1 ст. 7 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Правил 354 «исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. То есть, в случае прямых договоров на предоставление коммунальных услуг собственникам, исполнителем КУ является РСО.
Согласно пункту 31 Правил 354 в обязанности исполнителя входит также:
е) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет;
ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;
В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
В соответствии с пунктом 31(1) Правил 354 обязанности исполнителя, предусмотренные подпунктами «е», «ж», «и» и «к» пункта 31 настоящих Правил, в случаях, предусмотренных подпунктами «г» — «ж» пункта 17 настоящих Правил, могут выполняться лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, на основании договора ресурсоснабжения, заключенного между таким лицом и ресурсоснабжающей организацией.
Как указано в ст. 421 Гражданского кодекса (далее — ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ № 124 от 14.02.2012 года «О Правилах, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее — Правила 124), указанные Правила устанавливают обязательные требования при заключении ТСЖ либо ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения и остальных договоров на поставку коммунальных ресурсов (КР).
Таким образом, условия заключенного договора ресурсоснабжения (в случае прямых договоров — между УО и РСО обязательно должен быть заключен договор на поставку КРСОИ) не должны противоречить обязательным требованиям Правил 124, Жилищного кодекса и иных норм закона (в том числе и ГК РФ, а также отраслевых правил).
В силу пункта 2 Правил 124: «Исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
То есть, согласно Правилам 124, управляющая организация в любом случае является исполнителем в части предоставления коммунальных услуг и КРСОИ (по общим правилам) или в части только КРСОИ — при прямых договорах РСО и собственников.
В соответствии с пунктом 18 Правил 124 установлено, что в договоре ресурсоснабжения (в том числе и на поставку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества (КРСОИ) также предусматриваются следующие условия:
обязанность исполнителя по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса;
обязанность РСО передавать исполнителю показания приборов учета в случае, когда у исполнителя заключены прямые договоры с собственниками на основании решения общего собрания собственников или после расторжения договора с УО (ТСЖ) по причине наличия задолженности за исключением случаев, когда обязательства по сбору и передаче такой информации ресурсоснабжающей организации по соглашению сторон возложена на исполнителя.
Как можно увидеть из приведенных выше норм закона и Правил, обязать управляющую организацию взять на себя эти функции у РСО не имеется никаких правовых оснований. Этот момент должен быть урегулирован в договорах на поставку КРСОИ или иных соглашениях между РСО и УО. То есть, только с согласия управляющей организации, так как закон этой обязанности не содержит.
Однако, в интересах управляющей организации и самой осуществлять постоянный контроль за показаниями ИПУ и вести их учет в соответствии с правомочиями, предоставленными нормами закона и договором управления для проверки корректности начисления КРСОИ и минимизации расходов УО по КРСОИ. Ведь не все РСО передают всю необходимую информацию вовремя и в полном объеме управляющим организациям.
Так как часто возникает вопрос при получении документов на оплату по договору на КРСОИ от РСО: откуда взялись такие суммы и как они вообще рассчитывались специалистами РСО? Поэтому управляющей организации и необходимо контролировать все начисления по каждому помещению МКД, так как это, в конечном итоге, влияет на размер оплаты КРСОИ.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Обязанности УО осуществлять действия по снятию и передаче показаний ИПУ при прямых договорах в законе не содержится. Такое условие может быть предусмотрено только в договоре на поставку КРСОИ между УО и РСО в силу Правил 124. По закону эти обязанности установлены только для исполнителя КУ согласно Правил 354, которым является РСО по прямым договорам.
2. Принудительно обязать управляющую организацию подписать такое соглашение о возложении на нее обязанностей по снятию показаний ИПУ правовых оснований у РСО (и у суда — в случае договорного спора) не имеется. УО может согласиться взять на себя эти обязательства только добровольно, подписав соответствующие изменения в договор по КРСОИ или отдельным соглашением сторон, и необязательно безвозмездно.