- О водоснабжении и водоотведении на территориях садоводческих (дачных) объединений граждан
- Лицензирование скважин на воду
- Оформление централизованных систем водоснабжения в СНТ по закону
- Рекомендуем изучить аналитику по судебным искам связанным с лицензиями на скважины:
- Варианты организации централизованного водоснабжения в садовых товариществах
- Как с нуля по закону организовать обеспечение водой за счет подземных вод для садоводов
- Лицензия на недра
- Документация
- ТФГИ – территориальный фонд геологической информации
- Регистрация в ЕГК
- Какие последствия законного использования
- Законное оформление прочих вариантов пользования водой
О водоснабжении и водоотведении на территориях садоводческих (дачных) объединений граждан
Инженерное обустройство территорий садоводческих (дачных) объединений нормируется десятками различных документов. Базовые принципы организации и требования к проектам застройки садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ) определяет глава VII Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В соответствии с пунктом 2 статьи 33 данного закона основными нормативами организации застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения являются:
— количество и размеры подъездных и внутренних дорог;
— минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков;
— тип источников водоснабжения;
— техническая характеристика инженерного обеспечения территории;
— перечень необходимых противопожарных сооружений;
— перечень мероприятий по охране окружающей среды.
В зависимости от конкретных условий могут дополнительно применяться и иные нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Канализация даже не упоминается. Можно только догадываться, где она прячется. То ли в характеристике инженерного обеспечения, то ли в мероприятиях по охране окружающей среды. Может быть, про нее просто забыли, она вообще не требуется или вопросы водоотведения в садоводческих товариществах настолько хорошо освещены в иных документах, что и упоминать об этом не надо среди основных нормативов организации их застройки?
Обратимся к СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (актуализированная редакция СНиП 30-02–97*).
В главе 8 «Инженерное обустройство» записано:
» … устройство ввода водопровода в жилые строения и жилые дома согласно СП 30.13330* допускается при наличии местной канализации или при подключении к централизованной системе канализации.
Снабжение хозяйственно-питьевой водой может производиться как от централизованной системы водоснабжения, так и автономно — от шахтных и мелкотрубчатых колодцев, каптажей родников.
Расчет систем водоснабжения производится исходя из следующих норм среднесуточного водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды:
— при водопользовании из водоразборных колонок, шахтных колодцев — 30–50 л/сут на 1 жителя;
— при обеспечении внутренним водопроводом и канализацией (без ванн) — 125–160 л/сут на 1 жителя.
Сбор, удаление и обезвреживание нечистот могут быть неканализованными, с помощью местных очистных сооружений, расположенных на расстоянии не ближе 4 метров от границы соседнего участка, размещение и устройство которых осуществляется с соблюдением соответствующих норм и согласованием в установленном порядке. Возможно также подключение к централизованным системам канализации. При неканализованном удалении фекалий надлежит обеспечивать устройства с местным компостированием — пудр-клозеты, биотуалеты.
Допускается использование выгребных устройств типа люфт-клозет и надворных уборных, а также одно- и двухкамерных септиков с размещением от границ участка не менее 1 метра.
На каждом индивидуальном участке допускается применять локальные очистные сооружения (ЛОС) производительностью до 1–3 м3 с дальнейшим отводом в пониженное место.
Сбор и обработку стоков душа, бани, сауны и хозяйственных сточных вод следует производить в фильтровальной траншее с гравийно-песчаной засыпкой или в других очистных сооружениях, расположенных на расстоянии не ближе 1 метра от границы соседнего участка.
Допускается хозяйственные сточные воды сбрасывать в наружный кювет по специальной канаве, при согласовании в каждом отдельном случае с органами санэпиднадзора».
Иными словами, СП 53.13330.2011 предоставляет застройщику четыре основных варианта водоснабжения и водоотведения в СНТ:
— Централизованная система водоснабжения с организацией водопроводных вводов в каждый дом и отводом сточных вод в централизованные или местные системы канализации. Норма водопотребления при этом составляет 125–160 л/сут на 1 жителя.
— Централизованная система водоснабжения с водоразбором из уличных колонок (без организации водопроводных вводов в дома), сухой сбор фекалий в биотуалеты или пудр-клозеты и отвод хозяйственных стоков от душа, бани, кухни и умывальников в фильтрующие сооружения с последующим сбросом в кювет или почвенным поглощением. Норма водопотребления — 30–50 л/сут на 1 жителя.
— Автономная система водоснабжения из индивидуальных скважин или колодцев с организацией водопроводного ввода в дом и отводом сточных вод в централизованные или местные системы канализации. Норма водопотребления при этом составляет 125–160 л/сут на 1 жителя.
— Автономная система водоснабжения из индивидуальных скважин или колодцев без организации водопроводных вводов в дома, сухой сбор фекалий в биотуалеты или пудр-клозеты и отвод хозяйственных стоков от душа, бани, кухни и умывальников в фильтрующие сооружения с последующим сбросом в кювет или почвенным поглощением. Норма водопотребления — 30–50 л/сут на 1 жителя.
Следует отметить, что в данном СП наряду с явными ошибками присутствуют два очень похожих термина, имеющих различное значение. Речь идет о терминах « местная канализация » и « местные очистные сооружения ».
По логике документа, первый термин используется в трактовке пункта 3.1. пособия к СНиП 2.04.03–85 по проектированию автономных инженерных систем одноквартирных и блокированных жилых домов (МДС 40–2.2000), определяющего «местную канализацию» как систему канализации , обслуживающую многоквартирный дом или группу близко расположенных домов. То есть это более мелкая разновидность централизованной системы канализации, предполагающая наличие очистных сооружений для сточных вод.
Под « местными очистными сооружениями », напротив, подразумеваются не сооружения очистки хозяйственно-бытовых стоков, а сооружения для неканализованного удаления и обезвреживания нечистот при помощи компостирующих устройств — биотуалетов и пудр-клозетов .
К сожалению, в конце документа в главе «Термины и определения» расшифровка этих терминов отсутствует, что позволяет их вольную трактовку.
Из явных ошибок , содержащихся в рассматриваемом документе, особое внимание следует обратить на три:
— Локальные очистные сооружения (ЛОС) — это сооружения предочистки перед сбросом сточных вод в централизованные сети. Поэтому отвод сточных вод после ЛОС должен быть осуществлен именно в эти сети, а не в «пониженные места» , как это записано в СП 53.13330.2011.
— Сбор и обработку стоков душа, бани, сауны и хозяйственных сточных вод не следует производить в фильтровальной траншее, без их предварительной очистки в септике .
— Термин «хозяйственные сточные воды» не имеет четкого определения в документе, поэтому утверждение о том, что их сброс «допустим в наружный кювет» является весьма неоднозначным .
Кроме банальной путаницы, не позволяющей рядовому дачнику разобраться в вопросе, свою роль играет и рекламная политика фирм-производителей аэрационных реакторов. В сознание потенциальных потребителей этой продукции внедряется мысль, что « местные очистные сооружения » и автономные системы канализации — суть одно и то же. Вместо «местных очистных сооружений», то есть биотуалетов и пудр-клозетов, упоминаемых в СП, предлагаются автономные системы очистки стоков, широко представленные на рынке различными септиками и аэрационными реакторами.
При этом выбор потребителя обычно останавливается именно на реакторах, поскольку уровень комфортности проектируемых домов подразумевает водопотребление значительно больше предусмотренной СП нормы в 125–160 л/сут на 1 жителя. Суммарные суточные расходы стоков от одного дома явно превышают возможность их почвенного поглощения на ограниченной территории приусадебного участка, и очищенные в аэрационных реакторах стоки сбрасываются в придорожные кюветы . Производители массово именуют свои аэрационные установки ЛОС и показывают потребителю СП, в котором записана допустимость отвода стоков после ЛОС в «пониженное место».
Относительная дешевизна в сравнении с централизованной канализацией автономных аэрационных установок для очистки стоков от одного дома и непонимание последствий совмещения высокой удельной нормы водопотребления из централизованного водопровода или индивидуальной скважины с автономными системами канализации приводит к удручающим последствиям.
Не улучшает ситуации и крайне неудачная формулировка СП о том, что подключение к централизованной канализации лишь возможно, а акцент сделан именно на использовании «местных очистных сооружений». Выдергивая эти слова из контекста, позволяющего понять, что это всего лишь компостирующие устройства, а не очистные сооружения для очистки сточных вод, недобросовестные рекламодатели широко пропагандируют аэрационные установки, «не требующие полей фильтрации».
Степень очистки на этих установках якобы такова, что очищенный сток можно без проблем сбросить в придорожную канаву или просто на рельеф. Поскольку при поверхностном сбросе в отличие от почвенного поглощения стока нет технических ограничений по расходу, а установка компактна, создается видимость того, что водопотребление (и водоотведение) ничем не ограничено, кроме как финансовыми возможностями заказчика и фантазией проектировщика.
Следует отметить, что СНиП 2.04.03–85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» содержал более четкую и недвусмысленную норму, записанную в пункте 3.4:
Для малых населенных пунктов следует предусматривать, как правило, централизованные схемы канализации.
К сожалению, в актуализированной версии данного СНиП (СП 32.13330.2012) такая норма отсутствует.
Но и само наличие двух различных СП позволяет трактовать вопрос таким образом, что СП 32.13330.2012 распространяется именно на населенные пункты (поселения с постоянным проживанием жителей), а СП 53.13330.2011 — на садоводческие товарищества с сезонным проживанием. Не останавливает вольных толкователей даже тот факт, что инженерия больше зависит от степени благоустройства здания, нежели от юридических и терминологических аспектов.
Энциклопедический словарь трактует термин «населенное место» вполне однозначно:
«Населенное место (населенный пункт) — первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок городского типа, село). Обязательный признак населенного пункта — постоянство использования его как места обитания из года в год (хотя бы сезонно)».
Однако на уровне федерального законодательства понятие «населенное место» («населенный пункт») не имеет четко сформулированного значения, что еще больше усугубляет ситуацию, формально позволяя применять совершенно неверные технические решения , при которых на фоне большого удельного водоотведения фигурируют замаскированные термином ЛОС аэрационные реакторы со сбросом «очищенных» стоков в придорожную канаву.
Лицензирование скважин на воду
Полный цикл работ
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Улица Ставровская, дом 4
г. Владимир, Владимирская область
—> 08.08.2019 Обновлено 23.03.2020 20:11 Просмотров: 2614
Оформление централизованных систем водоснабжения в СНТ по закону
Один из важнейших ресурсов для садовых товариществ это вода. К обеспечению этим ресурсам есть два стратегических подхода. Если условия позволяют, то отдельные домохозяйства предпочитают создавать свои автономные источники водоснабжения. Когда такой возможности нет – остро встает вопрос о создании централизованного снабжения водой. Как это сделать рассмотрим в статье.
Планируете организовать водоснабжение в СНТ? Мы работаем в этом направлении много лет. Готовы решить всю задачу под ключ: от лицензии до обслуживания системы водоснабжения. Интересно? Звоните +7 903 647-37-39. Наш специалист готов проконсультировать.
Рекомендуем изучить аналитику по судебным искам связанным с лицензиями на скважины:
Полезные статьи
Варианты организации централизованного водоснабжения в садовых товариществах
В общем случае можно выделить 3 подхода к созданию общей системы водоснабжения с точки зрения источников:
- Добыча подземных воды.
- Отбор воды из поверхностных источников.
- Подключение к централизованной системе снабжения водой расположенного рядом населенного пункта.
В статье ниже детально разберемся с тем как законно организовать добычу подземных вод и дадим общие замечания по двум другим решениям.
Полезные статьи
Как с нуля по закону организовать обеспечение водой за счет подземных вод для садоводов
Оформление по нормативно-правовой базе в данном случае применяется к следующим элементам:
- Водозаборная скважина;
- Башня для накопления воды;
- Наружные сети водоснабжения.
Самый большой объем вопросов связан с оформлением в СНТ общей водозаборной скважины. Далее приведем порядок действий для случая, если скважины еще нет.
Оформление водозаборного сооружения заключается в следующих действиях:
- Получение лицензии на скважину (лицензии на пользование недрами);
- Оформление документации на водозаборное сооружение;
- Регистрация скважины в ТФГИ;
- Регистрация земельного участка под скважиной в едином государственном кадастре.
Полезные публикации
Лицензия на недра
Для получения лицензии на водозаборную скважину до ее бурения нужно оформить:
- Заключение на бурение;
- Обоснование зоны санитарной охраны (ЗСО);
- Собрать пакет дополнительных справок.
С этими документами нужно отправляться в местный лицензирующий орган (как правило, отдел или департамент областной, краевой или республиканской федеральной власти, который занимается вопросами недропользования).
После получения лицензии можно проводить бурение водяной скважины в СНТ и приступать к следующим этапам оформления.
Актуально по теме лицензирование скважин в СНТ в 2019 году нововведения в законодательстве
Примечание. В отдельных субъектах федерации могут потребоваться дополнительные документы.
Полезные статьи
Документация
После получения лицензии можно приступать к буровым работам. Кроме этого в лицензии будет прописан пакет документов, который необходимо будет оформить на водозаборное сооружение. В самом общем случае это:
- Паспорт на скважину (по требуемой форме);
- Проект зоны санитарной охраны;
- Программа контроля качества питьевой воды;
- Пояснительная записка по водному объекту.
Кроме этого (в зависимости от местной нормативной базы) могут потребоваться дополнительные документы.
ТФГИ – территориальный фонд геологической информации
Созданную скважину нужно зарегистрировать в ТФГИ. Для этого необходимо разработать регистрационную карточку на сооружение и подать ее в территориальный фонд.
Регистрация в ЕГК
Земельный участок рядом со скважиной (как правило, в пределах первого пояса ЗСО) рекомендуется зарегистрировать в едином государственном кадастре. Он регистрируется как земли коммунального обслуживания.
Какие последствия законного использования
Важно понимать, что законное использование предполагает не только одноразовые усилия по оформлению всех перечисленных выше документов. В лицензии на пользование недрами будет прописан ряд процедур в рамках, которых потребуется регулярная отчетность. В этот перечень может входить:
- Периодическая отчётность перед организацией выдавшей лицензию;
- Подача отчетности в налоговую службу с уплатой налоговых платежей.
- Кроме этого возможны и другие регулярные процедуры.
Законное оформление прочих вариантов пользования водой
При заборе воды из поверхностных источников представители СНТ должны будут заключить договор с местной администрацией (областной, краевой, республиканской). По этому договору будут прописаны платежи и отчетность.
Подключение к централизованной системе снабжения водой один из самых простых с точки зрения оформления подходов. Нужно просто заключить договор со снабжающей организацией. Правда такое решение встречается редко. Ведь нечасто рядом с СНТ расположен крупный населенный пункт к сетям водоснабжения которого можно подключиться.
В случае если читатели заинтересованы в услугах по законному оформлению водозаборных скважин в СНТ, наши специалисты готовы проконсультировать по деталям процесса и подготовить коммерческое предложение. Обсудить ключевые вопросы можно по телефону 8 903 647-37-39
Интересный материал по теме что делать если лицензия на скважину просрочена?