- Как правильно выбрать и установить задвижки для трубопроводов? Достоинства и недостатки, советы по установке
- Сфера применения
- Что такое задвижки
- Достоинства
- Недостатки
- Клиновые
- Жесткий клин
- Клин с двумя дисками
- Упругий клин
- Поворотные
- Шиберные (параллельные)
- Шланговые
- Задвижка Лудло
- Какие бывают
- Чугунные
- Стальные
- Устройство задвижек
- Маркировка
- Как выбирать водяные
- Установка на водопроводе
- Соединение с трубопроводом
- Соединение с металлической водопроводной трубой
- Монтаж в систему пластиковых труб
- Нюансы установки в печные трубы
- Ремонт
- Профилактика
- Полезное видео
- Что такое водопроводные задвижки: конструкция и принцип действия, виды и правила подсоединения
- Что такое и где используются
- Конструкция и принцип действия
- Затворы водоснабжения
- Виды и классификация водопроводных задвижек
- Критерии выбора задвижек
- Соединение с трубопроводом и монтаж
- Подсоединение к металлическим водопроводным трубам
- Монтаж в систему из пластиковых труб
- Особенности установки на печные трубы
- Несколько рекомендаций по монтажу и полезных советов
Как правильно выбрать и установить задвижки для трубопроводов? Достоинства и недостатки, советы по установке
Статья расскажет все о трубопроводных задвижках, об их разновидностях, преимуществах и недостатках. Также о ремонте и профилактике, а еще поможет понять, как правильно выбирать запорные элементы.
Любая трубопроводная промышленная магистраль имеет ряд устройств, созданных, чтобы перекрывать движущуюся жидкость, газ, воздух или сыпучие материалы. Элементы могут целиком ограничивать движение веществ и частично. Их называют задвижками для трубопроводов.
Сфера применения
Задвижки применяются как запорные и регулирующие поток веществ элементы. В отдельных случаях помогают управлять подачей за счет уменьшения проходного диаметра трубы.
Такие устройства крайне редко встречаются в бытовом использовании. Часто они используются в жилищно-коммунальных хозяйствах или при транспортировке нефтегазовой, пищевой или химической промышленности.
Что такое задвижки
Задвижки — это разновидность запорных механизмов, используемых для ограничения или полного перекрытия подачи веществ. Расположены практически в каждом трубопроводе, диаметр которых составляет от 15 миллиметров до 2 метров. Такая арматура имеет несложную конструкцию, небольшую строительную длину, малое гидравлическое сопротивление. Подходит для использования на разных уровнях сложности и может управляться ручным способом или с помощью электрического привода.
Достоинства
Можно выделить следующие положительные моменты:
- Простая конструкция. Корпус – часть, помещаемая в линию с помощью фланцевых или муфтовых резьбовых соединений, внутри которой находится запирающий элемент, при этом крышка прикрепляется посредством гаек или болтов, что делает установку, ремонт и демонтаж несложными процедурами.
- Повышенные эксплуатационные характеристики. Задвижки могут выдерживать температуры от -60 до +560 С и обширный диапазон давлений. Они предназначены для работы с магистралями всех назначений с повышенным химическим воздействием передаваемой среды.
- Задвижные арматуры подбираются по внутренним диаметрам труб, поэтому они не оказывают влияния на гидравлическое сопротивление. Заслонка перемещается плавно, благодаря чему гидравлический удар отсутствует. Конструкции устройств ориентированы на высокую герметичность.
- Легкость в обслуживании. Несложно делать ремонт и монтаж, а при износе можно быстро снять и заменить на другие.
- Долговечность. Все детали изготовлены из прочнейших материалов, поэтому способны исправно прослужить в течение длительного времени.
Недостатки
- Из-за высокого веса элементов работа с узлами при большом диаметре трубы усложнена – может потребоваться больше работников или специальное подъемное оборудование.
- Чугун не устойчив к коррозии, способен поддаваться ржавчине, покрываться налетом, что приводит к проблемам с герметизацией.
- Чугунные задвижки хрупкие, что может привести к поломкам при сильных ударных воздействиях.
Задвижки разделяются в зависимости от вида клина и типа запорного механизма. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы.
Клиновые
В зависимости от вида клина задвижки разделяеются на следующие виды:
Жесткий клин
Данный вид имеет сравнительно невысокую стоимость, жесткость, надежность и герметичность. Изготавливается высокоточным оборудованием. Устройство способно выдержать значительные перепады давления. Недостатки: сложно ремонтировать, а при высоких температурах задвижку может заклинить.
Клин с двумя дисками
Такой тип задвижек способен самоустановиться и обеспечить максимальную плотность ограничения прохода, исключив вероятность заклинивания.
К преимуществам относится отличная герметизация, малое усилие для перекрытия трубы, небольшой износ. Недостатки: сложны в изготовлении, из-за этого имеют высокую стоимость.
Упругий клин
Уплотнительные элементы в конструкциях перемещаются под небольшим углом, что обеспечивает качественное взаимодействие с седельным кольцом. Изготовление происходит и без высокоточного оборудования, также исключается вероятность заклинивания под воздействиями температур. Из недостатков отмечается склонность к увеличенной истираемости плоскостей.
Поворотные
Диск – запорное устройство, он расположен в центре трубы. При эксплуатации происходит разворот по оси, что приводит к ограничению проходящей среды.
Шиберные (параллельные)
Элемент запора изготовлен плоским диском, запирающим проход. В работе он опускается в специальные углубления в корпусе.
Шланговые
Когда система начинает работать, устройство затвора начинает сдавливать шланг из резины. За счет этого и происходит перекрытие канала.
Задвижка Лудло
Суть такого механизма заключается в параллельном двухдисковом устройстве, имеющим распорный клин. Технология используется уже более 100 лет по всему миру. Их изготавливают только из чугуна, и такие задвижки крайне долговечны.
Какие бывают
В зависимости от материала задвижки делятся на чугунные и стальные. У каждого из них есть свой перечень достоинств и недостатков.
Чугунные
По своей конструкции чугунные и стальные устройства схожи, состоят из однотипных частей.
Арматура из такого материала устанавливается в системе, которая предполагает малые динамические нагрузки и невысокие напряжения. Чугун легко подвергается коррозионному и окислительному воздействию, поэтому такие элементы используются в работе с химически неагрессивными веществами.
Стальные
Устройства из стали являются прочными, устойчивыми к коррозии, твердыми, жаропрочными. Также их можно эксплуатировать при воздействии широкого диапазона температур.
Механизмы оснащены специальными приводами для автоматизации процесса работы, которые находятся в труднодоступном месте.
Устройство задвижек
Задвижка – это корпус с крышкой, соединенные между собой. Корпус имеет патрубки, с помощью которых устройство врезают в трубу. По разновидностям присоединения задвижки делятся по типам:
Часто используются устройства, имеющие электропривод, позволяющий удаленно и оперативно ограничивать движение вещества.
Маркировка
Трубопроводная задвижная арматура маркируется согласно ГОСТ 4666-75, на корпусах или табличках. Указывается следующая информация:
- Название организации.
- Допустимая величина температуры и давления.
- Диаметр трубы.
- Знак качества, если есть.
- При наличии материалов с особыми свойствами обозначение марки стали.
Как выбирать водяные
Для правильного выбора устройства стоит учитывать:
- Область применения. Данные механизмы могут быть использованы в различных отраслях, и требования к ним также различаются.
- Диаметр. Так, небольшие элементы обычно находят бытовое применение, а крупные – на магистралях в сфере нефти и газа.
- Температура использования. Не каждая задвижка сможет выдерживать экстремальные температуры.
- Показатель герметичности. В некоторых трубопроводах могут присутствовать горячие испарения, что требует использования задвижки более высокого класса герметичности.
- Качество материала. Практически все современные элементы выполнены из чугуна или стали. Нужно учитывать особенности того и другого материала.
- Известный производитель. Нужно учитывать стоимость и срок гарантии. Как правило, китайские производители предлагают невысокую стоимость при небольшом сроке использования.
Установка на водопроводе
Процесс соединения с водопроводом бывает нескольких вариантов. Зависит от диаметра и материала трубы.
Соединение с трубопроводом
Задвижки с трубопроводами могут соединяться несколькими способами:
- Фланцевое соединение. Оно используется на трубах большого диаметра, с применением чугунной или стальной системы.
- Муфтовое. Чаще всего его применяют к полиэтиленовым и ПВХ-трубам.
- Раструбное. Используется к полиэтиленовым и ПВХ-системам.
- Сварное. Считается самым надежным способом.
Соединение с металлической водопроводной трубой
Если есть необходимость установки задвижки на металлический трубопровод, действовать нужно так:
- Вырезать часть трубопровода, соответствующую элементу, который нужно установить. Срез тщательно зачистить и прошлифовать.
- Далее нарезать резьбу или приварить соединители – это зависит от выбранного типа соединений. Загерметизировать.
- Установить на место по технологии в соответствии с типом соединения.
Монтаж в систему пластиковых труб
Когда требуется монтаж на пластиковую трубу, нужно выбрать способ сварки по пластику. Сначала надо подготовить место, куда нужно поставить задвижку, и просто зафиксировать ее на трубе, без каких-либо дополнительных манипуляций.
Нюансы установки в печные трубы
Задвижки в печные трубы устанавливаются при монтаже дымохода. Заранее при кладке кирпича делается специальное отверстие под арматуру, которую впоследствии нужно зафиксировать цементным раствором.
Ремонт
Если на диске обнаружены царапины, то допускается выполнение притира деталей. Для грубой притирки используется наждачная бумага, а завершающую подгонку можно выполнить с помощью пасты ГОИ.
При значительных повреждениях рекомендуется заменить механизм. Как правильно, ручная притирка в таких случаях не помогает.
Профилактика
Лучшими профилактическими действиями являются плановые осмотры и периодическая проверка работоспособности. Устройство должно регулярно очищаться, также нужно тщательно смазывать двигающиеся детали. Иногда задвижку рекомендуется промывать.
Чтобы обеспечить нормальную работу трубопровода, обязательно нужно установить запорную арматуру. Важнее всего – правильно выбрать подходящий механизм. Стоит брать в учет не только условия использования, но и саму конструкцию устройства. Это сможет влиять как на пропускную способность, так и на эффективную работу системы, а также долговечность задвижки. Материал устройства – тоже важный фактор, на который нужно обращать внимание при выборе элемента.
Полезное видео
Что такое водопроводные задвижки: конструкция и принцип действия, виды и правила подсоединения
Задвижки для трубопроводов — вид запорной арматуры, служащий для отключения системы водоснабжения или ее части путем прекращения подачи транспортируемой жидкости. Механизмы предназначены для распределения потоков воды в нужных направлениях, регулирования давления, контроля расхода ресурса посредством изменения диаметра прохода.
Разновидности задвижек для трубопровода.
Что такое и где используются
Задвижка для воды представляет собой стальной или чугунный корпус, внутри которого, вдоль центральной оси, располагаются детали запорного механизма. Оборудование размещают внутри специального смотрового колодца или кессонной камеры. Размеры технических отсеков должны обеспечивать удобство обслуживания установленной в них арматуры.
Водопроводные задвижки в зависимости от вида и назначения могут управляться как в ручном, так и автоматическом режиме. Последний более удобен, он позволяет с помощью кнопок дистанционно регулировать положение запорных элементов.
Механизмами с ручным управлением снабжаются линии подачи холодной воды, имеющие внутренний диаметр до 400 мм. Магистрали больших размеров укомплектовываются устройствами с электрическим управлением.
Задвижки применяются для технического обслуживания различных видов трубопроводных систем и устанавливаются:
Задвижка используются в трубопроводах и магистралях.
- в местах врезки труб в центральную сеть водоснабжения;
- на кольцевых магистралях и стояках многоэтажных зданий;
- у основания пожарных гидрантов;
- в качестве поворотных затворов для перекрытия ремонтных участков;
- для обеспечения безопасной работы насосных станций.
Конструкция и принцип действия
В зависимости от технических характеристик механизмы отличаются затвором, размещением ходового узла, типом привода и способом крепления к водопроводным системам.
Основное отличие запорных устройств — это характер движения шпинделя. По этому параметру они делятся на 2 категории:
- С выдвижным шпинделем. При вращении маховика он перемещается вверх и часть штока выходит из корпуса наружу.
- С динамичным невыдвижным валом. Они меньших размеров и широко используются для транспортировки жидкостей в водопроводных системах.
Конструкция задвижки состоит из затвора, выполненного в форме клина или диска, перемещающегося вдоль седла корпуса перпендикулярно водяному потоку.
Устройства могут быть:
- Полнопроходными. Размер посадочного места для затвора соответствует диаметру подключенного трубопровода.
- Суженными. Седло меньше условного прохода магистрали, это ограничивает рабочий ход штока и уменьшает длину задвижки.
В зависимости от конфигурации запорного элемента и схемы расположения уплотнительных деталей задвижки делятся на:
- Клиновые. Запирающий механизм состоит из двух металлических дисков, расположенных под углом относительно горизонтальной оси. Во время вращения шпинделя кольца опускаются и за счет размещенных между ними распорных клиньев прижимаются к седлу.
- Параллельные. Тарельчатые детали расположены параллельно друг другу. В нижнем положении диски отсекают поток жидкости, а в крайнем верхнем — полностью открывают ее движение.
Конструкция задвижки.
На запуск мощных задвижек вручную уходит много сил и времени, поэтому чаще применяют приборы с электромеханическим приводом, который устанавливается вместо маховика.
Для управления запорной арматурой, установленной в труднодоступных местах (под водой, в глубоких колодцах и т.п.), используют вспомогательные колонки. Вращательное усилие передается шпинделю с помощью штанги-вилки, установленной в вентиль задвижки.
Затворы водоснабжения
Затвор — это одна из модификаций запорных устройств, в которых управляющий элемент изготовлен в форме диска. Закрепленная на валу заслонка поворачивается, опускается в седло и перекрывает движение воды. Клапан в рабочем положении находится под углом или перпендикулярно транспортируемой жидкости.
Корпус механизма имеет усеченную цилиндрическую форму. Кожух изготавливают из чугуна, стали, полимеров и цветных сплавов. Конструкция арматуры включает в себя запорный орган, состоящий из двояковыпуклого металлического клапана и резинового уплотнительного кольца. Дисковые устройства приводятся в действие вручную при помощи рукоятки и автоматически посредством электропривода. При ручном управлении затвор с диском регулируется поворотом на 90° рычага, который крепится гайкой к штоку механизма.
Дисковые поворотные устройства могут применяться в системах водоснабжения, отопления и для подключения сантехнических приборов.
Дисковой затвор для трубопровода.
Затворы, в сравнении с задвижками, имеют небольшую длину, малый вес и ограниченное количество рабочих деталей. Корпус механизма изготавливают из материала с защитным покрытием, устойчивого к воздействию абразивных включений, которые могут находиться в рабочей среде.
Виды и классификация водопроводных задвижек
Классификация задвижек осуществляется по следующим признакам:
- Место установки: надземный или подземный монтаж, с использованием колодцев или без них, в помещениях или на открытом воздухе.
- Сейсмостойкость: задвижки рассчитаны на устойчивость к землетрясениям силой 6-10 баллов.
- Климатическое исполнение: способность изделий противостоять воздействию температуры и сохранять функциональность в различных регионах эксплуатации.
- Присоединение к магистрали: фланцевое, под сварку, комбинированное.
- Конструкция комплектующих: литая, штампосварная, литосварная, листовая.
- Типы привода: ручное (РУ) или электрическое управление (ЭП).
Задвижки выпускаются для установки на трубопроводы Ø50-2000 мм, рассчитанные на оптимальное давление до 25 МПа, с температурой рабочей среды +450…+560 °С.
Условное обозначение устройств представляет собой буквенно-цифровую комбинацию, включающую в себя следующие параметры:
- вид арматуры;
- тип корпуса;
- материал уплотнительных деталей;
- способ управления.
Задвижки для трубопровода.
Например, 31нж43нж означает:
- 31 — задвижка;
- нж — кожух из нержавеющей стали;
- 43 — номер модели;
- нж — уплотнительные кольца из нержавеющей стали.
По материалу изготовления задвижки бывают:
- Чугунными. Применяются для магистральных трубопроводов с постоянным движением воды, где регулировка потока жидкости осуществляется положениями «закрыто» и «открыто». Выпускаются с ручным приводом, при вращении которого затвор опускается до полного закрытия просвета трубы. Оптимальная сила напора не должна превышать 1 атмосферы, в противном случае существует риск поломки устройства.
- Стальными. Рассчитаны на более сложные условия эксплуатации с перепадами давления, колебаниями температуры, агрессивной рабочей средой.
Чугунные и стальные задвижки относятся к разряду ремонтируемого оборудования.
Критерии выбора задвижек
Для правильного выбора запорной арматуры нужно знать полные характеристики системы:
- Тип и свойства перекачиваемой жидкости.
- Характер работы устройств.
- Величину гидравлических нагрузок.
- Температурный режим.
- Допустимые габариты.
- Вес механизма.
- Способ управления приводом.
- Оптимальная скорость срабатывания.
- Герметичность.
- Химическая активность жидкости, материал корпуса и уплотнительных деталей (коррозийная стойкость).
- Наличие аварийной системы с дополнительным источником энергии.
- Срок службы.
При подборе параметров нужно учитывать ремонтопригодность оборудования, а также возможность его дальнейшей модернизации и автоматизации.
Одним из определяющих факторов, влияющих на выбор задвижек, является их экономичность. Выбор арматуры нужно делать, учитывая цену устройства, затраты на его обслуживание, а также целесообразность приобретения в плане экономических показателей всего трубопровода.
Соединение с трубопроводом и монтаж
На магистрали задвижки монтируются при помощи типовых фланцев с болтами или методом сварки. Сварные соединения считаются более прочными и качественными, такой способ подключения используется в трубопроводах с большим давлением, поскольку обеспечивает хорошую герметичность и снижает риск протечки.
На горизонтальных линиях водоснабжения устройства собирают маховиком вверх. На вертикальных трубопроводах они устанавливаются так, чтобы шпиндель находился в горизонтальном положении.
Подсоединение к металлическим водопроводным трубам
Монтаж задвижек на стальных трубопроводах может осуществляться двумя способами: сваркой или с помощью фланцев. Фланцевые соединения выполняют на болтах с резиновым уплотнением. Перед монтажом фасонные части и отрезки труб устанавливают таким образом, чтобы отверстия для метизов совпадали друг с другом.
Порядок выполнения операций:
- подъем и установка задвижки в месте стыковки с трубопроводом;
- центрирование отверстий;
- установка прокладки и болтов;
- затяжка соединения с помощью гаечного ключа.
Сборка запорной арматуры с помощью сварки:
- установка задвижки;
- центрирование отверстий по оси магистрали;
- поддержка устройства и предварительная стыковка прихватками (сварка);
- проверка соосности сборных единиц;
- окончательная сварка соединения.
Запорные устройства устанавливают в смотровых колодцах или непосредственно в земле с предохранительными кожухами, предусматривая защитное покрытие для шпинделя и сальника задвижки. Для управления механизмом к маховику подсоединяют колонку (штанга-вилка) и выводят ее на поверхность.
Монтаж в систему из пластиковых труб
Соединение металлической запорной арматуры с полимерными трубопроводами производится с помощью буртовых втулок со свободными стальными фланцами и креплениями с резиновыми прижимными кольцами.
Работа с накидными деталями состоит из следующих этапов:
- Надеваем фланцевое кольцо на пластиковую втулку.
- Стыкуем трубу и втулку с помощью сварочного аппарата для полимерных труб.
- Устанавливаем резиновую прокладку.
- При помощи рожкового ключа соединяем крепление на задвижке и фланец трубопровода.
- Болты следует затягивать крест-накрест.
Конструкция соединения с прижимным фланцем состоит из чугунного или стального фланца, резиновой уплотнительной манжеты.
- Отрезаем трубу строго под прямым углом.
- На свободный конец профиля надеваем чугунный фланец и сдвигаем его в сторону магистрали.
- Надеваем резиновое прижимное кольцо. Края манжеты с большим размером должны быть вровень с фаской трубы, а длинный конец направлен в сторону фланца.
- Центрируем детали.
- Рукой надвигаем фланец на резиновую манжету и прижимаем до упора.
- Устанавливаем болты и вручную накручиваем гайки.
- Проверяем соосность элементов и гаечным ключом уплотняем соединение.
Особенности установки на печные трубы
Задвижки для печных труб изготавливают прямоугольной или овальной формы. Круглые заслонки чаще используются в стандартном отопительном оборудовании, порядок установки таких приспособлений зависит от производителя и конструкции дымохода.
Задвижка для стационарных домашних печей служит для регулирования тяги в дымовом канале. Приспособление представляет собой чугунную квадратную рамку, в пазы которой устанавливается шиберная заслонка. Каркас запорного механизма монтируют в процессе кладки вытяжной трубы. Створку вставляют перед пробным розжигом печи. Для организации постоянной вентиляции топочного пространства в задвижках можно просверлить отверстие диаметром 10-15 мм.
Несколько рекомендаций по монтажу и полезных советов
Срок эксплуатации задвижек зависит от их корректной установки. Перед монтажом прибора поверхность задвижки необходимо обработать горячей водой, просушить и внимательно осмотреть корпус. Только после этого допускается установка устройства в систему.
При монтаже задвижки необходимо следить, чтобы она была установлена маховиком вниз и соединение фланцев было выполнено без перекосов. Порядок установки механизма должен в точности совпадать с рекомендациями производителя оборудования, отраженными в паспорте прибора.