- Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703 «Об утверждении Правил резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» (с изменениями и дополнениями)
- Информация об изменениях:
- С изменениями и дополнениями от:
- Информация об изменениях:
- С изменениями и дополнениями от:
- ГАРАНТ:
- Статья 34. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
- Комментарий к статье 34 ВК РФ
- Другой комментарий к статье 34 Водного Кодекса РФ
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703 «Об утверждении Правил резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2009 г. N 192 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703
«Об утверждении Правил резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии со статьей 34 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2007 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
20 ноября 2006 г.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2009 г. N 192 в настоящие Правила внесены изменения
Правила
резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703)
С изменениями и дополнениями от:
1. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения питьевой водой граждан, проживающих в городах и других населенных пунктах, водоснабжение которых питьевой водой обеспечивается преимущественно за счет поверхностных водных объектов или недостаточно защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.
В качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации используются защищенные от загрязнения и засорения подземные водные объекты с разведанными запасами подземных вод, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, формирует и утверждает перечень городов и других населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации (далее — перечень городов и других населенных пунктов).
3. Перечень городов и других населенных пунктов формируется в соответствии с очередностью резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемой в зависимости от:
а) состояния существующих систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) степени подверженности используемых источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения различным видам загрязнения и засорения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
в) наличия разведанных запасов питьевой воды в защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектах;
г) объемов воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемых для граждан в соответствии с установленными нормами водоснабжения населения на период чрезвычайной ситуации.
4. В целях определения подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе разведанных запасов подземных вод, орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию запрос о предоставлении информации о таких объектах.
К запросу прилагается обоснование, в котором содержится перечень городов и других населенных пунктов и указываются объемы воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемые для граждан, допустимое расстояние от городов или других населенных пунктов до подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
5. Территориальный орган Федерального агентства по недропользованию в 2-месячный срок рассматривает поступивший запрос и дает заключение о наличии защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов, пригодность разведанных запасов подземных вод которых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений и которые могут быть зарезервированы в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, исходя из требуемых объемов воды питьевого качества и с учетом установленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации очередности резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В заключении приводятся данные о местоположении рекомендуемого для резервирования в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подземного водного объекта, водоносных горизонтах, глубинах их залегания и мощности, эксплуатационных запасах, качестве подземных вод и другие характеристики.
Заключение территориального органа Федерального агентства по недропользованию направляется в орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
6. При отсутствии разведанных подземных водных объектов, пригодных для использования в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации может обратиться в Федеральное агентство по недропользованию с просьбой о выполнении комплекса работ по выявлению такого подземного водного объекта и оценке запасов подземных вод.
7. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о резервировании подземного водного объекта в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотрев в нем сроки обустройства водозаборных сооружений для подачи подземных вод из зарезервированных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и направляет его в Федеральное агентство по недропользованию.
8. Предоставление в пользование подземных водных объектов, зарезервированных в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации, осуществляется в порядке, установленном законодательством о недрах.
ГАРАНТ:
См. Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии, утвержденный приказом Минприроды России от 21 декабря 2020 г. N 1092
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703 «Об утверждении Правил резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения»
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2007 г.
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 30 ноября 2006 г. N 269, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 48 ст. 5034
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 4 марта 2009 г. N 192
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Статья 34. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
1. В целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
2. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 34 ВК РФ
В статье 34 комментируемого Закона закрепляется порядок резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В части 1 комментируемой статьи определяется цель резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения — это обеспечение граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Механизмом резервирования источников питьевой воды является установление зон специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В части 2 закрепляется отсылочная норма, что порядок резервирования определяется Правилами резервирования питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2009 N 192) «Об утверждении правил резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».
Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в целях обеспечения питьевой водой граждан, проживающих в городах и других населенных пунктах, водоснабжение которых питьевой водой обеспечивается преимущественно за счет поверхностных водных объектов или недостаточно защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.
В качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации используются защищенные от загрязнения и засорения подземные водные объекты с разведанными запасами подземных вод, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Орган государственной власти субъекта РФ по согласованию с территориальным органом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, формирует и утверждает перечень городов и других населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации (далее — перечень городов и других населенных пунктов).
Перечень городов и других населенных пунктов формируется в соответствии с очередностью резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемой в зависимости от:
а) состояния существующих систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) степени подверженности используемых источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения различным видам загрязнения и засорения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
в) наличия разведанных запасов питьевой воды в защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектах;
г) объемов воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемых для граждан в соответствии с установленными нормами водоснабжения населения на период чрезвычайной ситуации.
В целях определения подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе разведанных запасов подземных вод, орган государственной власти субъекта РФ направляет в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию запрос о предоставлении информации о таких объектах.
К запросу прилагается обоснование, в котором содержится перечень городов и других населенных пунктов и указываются объемы воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемые для граждан, допустимое расстояние от городов или других населенных пунктов до подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Территориальный орган Федерального агентства по недропользованию в 2-месячный срок рассматривает поступивший запрос и дает заключение о наличии защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов, пригодность разведанных запасов подземных вод которых для целей питьевого водоснабжения определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений и которые могут быть зарезервированы в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения исходя из требуемых объемов воды питьевого качества и с учетом установленной органом государственной власти субъекта РФ очередности резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В заключении приводятся данные о местоположении рекомендуемого для резервирования в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подземного водного объекта, водоносных горизонтах, глубинах их залегания и мощности, эксплуатационных запасах, качестве подземных вод и другие характеристики.
Заключение территориального органа Федерального агентства по недропользованию направляется в орган государственной власти соответствующего субъекта РФ.
При отсутствии разведанных подземных водных объектов, пригодных для использования в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, орган государственной власти соответствующего субъекта РФ может обратиться в Федеральное агентство по недропользованию с просьбой о выполнении комплекса работ по выявлению такого подземного водного объекта и оценке запасов подземных вод.
Орган государственной власти субъекта РФ принимает решение о резервировании подземного водного объекта в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотрев в нем сроки обустройства водозаборных сооружений для подачи подземных вод из зарезервированных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и направляет его в Федеральное агентство по недропользованию.
Предоставление в пользование подземных водных объектов, зарезервированных в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации, осуществляется в порядке, установленном законодательством о недрах.
До утверждения в соответствии со статьей 35 ВК РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (статья 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ).
Другой комментарий к статье 34 Водного Кодекса РФ
1. Резервирование источников водоснабжения должно осуществляться ОГВ субъектов РФ (пункт 5 статьи 25 ВК), то есть за счет бюджетов субъектов РФ, а не субвенций из федерального бюджета.
Часть 1 статьи 34 ВК предписывает резервирование только подземных ВО и установление для них зон охраны как для действующих подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. О таких зонах см. комментарий к статье 43 ВК.
Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии со статьей 34 ВК осуществляется для обеспечения пригодной для питья водой только граждан (не организаций) и только на случай чрезвычайных ситуаций. Соответственно, при отсутствии чрезвычайной ситуации, объявленной в установленном порядке, или для организаций использование зарезервированных источников водоснабжения не допускается.
2. Правила резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства от 29 ноября 2006 года N 703, устанавливают, что резервирование на случай возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется ОГВ субъектов РФ в целях обеспечения питьевой водой граждан, проживающих в городах и других населенных пунктах, водоснабжение которых питьевой водой обеспечивается преимущественно за счет поверхностных ВО или недостаточно защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. В качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации используются защищенные от загрязнения и засорения подземные ВО с разведанными запасами подземных вод, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
ОГВ субъекта РФ по согласованию с территориальным органом МЧС формирует и утверждает перечень населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой населения которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации. Перечень формируется в соответствии с очередностью резервирования источников, устанавливаемой в зависимости от:
а) состояния существующих систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) степени подверженности используемых источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения различным видам загрязнения и засорения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
в) наличия разведанных запасов питьевой воды в защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектах;
г) объемов воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемых для граждан в соответствии с установленными нормами водоснабжения населения на период чрезвычайной ситуации.
В целях определения подземных ВО, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе разведанных запасов подземных вод, ОГВ субъекта РФ направляет в территориальный орган Роснедр запрос о предоставлении информации о таких объектах. К запросу прилагается обоснование, в котором содержится перечень населенных пунктов и указываются объемы воды питьевого качества по каждому населенному пункту, требуемые для граждан, допустимое расстояние от городов или других населенных пунктов до подземных ВО, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Территориальный орган Роснедр в двухмесячный срок рассматривает запрос и дает заключение о наличии защищенных от загрязнения и засорения подземных ВО, пригодность разведанных запасов подземных вод которых для целей питьевого водоснабжения определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений и которые могут быть зарезервированы в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, исходя из требуемых объемов воды питьевого качества и с учетом установленной ОГВ субъекта РФ очередности резервирования источников. В заключении приводятся данные о местоположении рекомендуемого для резервирования в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подземного ВО, водоносных горизонтах, глубинах их залегания и мощности, эксплуатационных запасах, качестве подземных вод и другие характеристики. Заключение территориального органа Роснедр направляется в ОГВ субъекта РФ. При отсутствии разведанных подземных ВО, пригодных для использования в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, ОГВ соответствующего субъекта РФ может обратиться в Роснедра с просьбой о выполнении комплекса работ по выявлению такого подземного ВО и оценке запасов подземных вод.
ОГВ субъекта РФ принимает решение о резервировании подземного ВО в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотрев в нем сроки обустройства водозаборных сооружений для подачи подземных вод из зарезервированных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и направляет его в Роснедра. Предоставление в пользование подземных ВО, зарезервированных в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством о недрах.
3. В соответствии с Законом РФ «О недрах» участки недр для добычи подземных вод предоставляются в пользование на срок до 25 лет (абзац четвертый части первой статьи 10), но нужно учитывать, что чрезвычайная ситуация не бывает столь продолжительной; основанием для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является «решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации» (абзац четвертый пункта 3 статьи 10.1); предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относится к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр (пункт 11 части первой статьи 23).
Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержден Приказом МПР от 29 ноября 2004 года N 710. Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод утверждены Приказом МПР от 27 октября 2010 года N 463.
4. Перечни населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, утверждены не во всех субъектах РФ. Например, принято Постановление администрации Брянской области от 24 августа 2007 года N 680 «Об утверждении перечня городов и других населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, и перечня подземных водных объектов, подлежащих резервированию для использования в качестве источника питьевого водоснабжения для обеспечения граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации».
В связи с резервированием подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения может потребоваться резервирование земель в соответствии с земельным законодательством.