- Зил бычок система отопления схема
- Зил бычок система отопления схема
- Отечественный малотоннажный грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 Бычок с более 35 модификациями
- Устройство
- Электрооборудование
- Тормозная система
- Трансмиссия
- Система охлаждения
- Рулевое управление
- Двигатель автоэвакуатора ЗИЛ 5301ЧА
- Наши предложения
- Эксплуатация, обслуживание и ремонт
- Нужен ли тахограф
- Как прокачать тормоза
- Как настроить сцепление
- Как отрегулировать клапана
- Замена подушки двигателя
Зил бычок система отопления схема
ЗИЛ-5301 Бычок. ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЫ
Сиденье водителя (рис. 7) снабжено механизмом подрессоривания с регулировкой жесткости в зависимости от веса водителя. Перед посадкой на сиденье необходимо вращением ручки 2 установить указатель 3 против цифры на шкале, соответствующей весу водителя. Подвеска может быть заблокирована, при этом сиденье фиксируется в единственном (по высоте) положении.
Рис. 7. Сиденье водителя:
1 — ручка блокировки подвески сиденья
I — подвеска заблокирована, II — подвеска не заблокирована); 2 — ручка регулировки жесткости подвески сиденья в зависимости от веса водителя; 3 — указатель шкалы веса водителя; 4, 6 — ручки регулировки положения подушки по углу наклона; 5 — ручка продольного перемещения сиденья; 7 -ручка регулировки угла наклона спинки сиденья
Регулировкой предусмотрено несколько фиксированных положений спинки и подушки сиденья. Виды регулировок показаны на рис. 7.
Двери кабины (рис. 8), левая и правая, имеют замки, открывающиеся снаружи ключом 2 (рис. 9), а изнутри ручкой 5 (см. рис. 8). Стопор 3 замка в нижнем положении блокирует открытие дверей снаружи. Для открытия поворотной форточки двери необходимо повернуть ручку-запор, нажав предварительно на ее кнопку’.
Отопитель кабины. Эффективность отопления зависит от температуры жидкости в системе охлаждения двигателя, к которой подключён отопитель. При снижении температуры жидкости ниже 75 °С эффективность работы отопителя резко уменьшается. Для получения максимального теплового потока кран радиатора отопителя должен быть полностью открыт, электродвигатель вентилятора включен на максимальную частоту вращения, заслонка притока наружного воздуха
полностью открыта. При излишней подаче тепла в кабину надо прикрыть кран радиатора.
Для дальнейшего уменьшения поступления в кабину тепла необходимо переключить электродвигатель вентилятора на более низкую частоту вращения и прикрыть заслонку притока наружного воздуха.
Из отопителя по воздуховодам воздух поступает для обдува или обогрева стекол, а при открытых заслонках к ногам водителя и пассажиров.
Для зентиляции кабины можно пользоваться поворотными форточками, опускать стекла дверей кабины, открывать на крыше кабины вентиляционный люк, кроме того наружный воздух может поступать в кабину по воздуховодам отопителя.
Рис. 8. Дверь кабины:
1 — ручка запора форточки; 2 — ручка двери; 3 — стопор; 4 — ручка стеклоподъемника; 5 — ручка замка двери; I — открывать; II — закрывать
Рис.9. Ключи автомобиля:
1 — ключ выключателя стартера, приборов и противоугонного устройства; 2 — ключ замка двери
Зил бычок система отопления схема
ЗИЛ-5301 Бычок. Система охлаждения двигателя ММЗ Д-245.12
Система охлаждения двигателя заполняется жидкостью ТОСОЛ-А40 (с ограничением срока ее эксплуатации до двух лет). Допускается заливать в
систему охлаждения чистую мягкую воду. Жесткую воду следует смягчать добавкой 10. 12 г кальцинированной соды на 10 л воды.
Контроль за уровнем охлаждающей жидкости осуществляется с помощью сигнализатора критического уровня жидкости в системе охлаждения 14
(см. рис.4). При загорании сигнализатора жидкость необходимо долить. Для проверки уровня охлаждающей жидкости при ее доливке необходимо открыть краник 2 (рис.21), расположенный в передней части расширительного бачка, установленного на передней панели автомобиля. Истечение охлаждающей жидкости свидетельствует о нормальном ее уровне.
Жидкость из системы охлаждения нужно слизать через два крана: кран нижнего бачка радиатора (может быть установлена пробка) и кран рубашки блока цилиндров, расположенный с правой стороны двигателя (при наличии подогревателя через два крана: кран бачка радиатора и кран предпускового подогревателя).
Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку крана. Завертывать краны необходимо очень плотно.
Допускается применять в теплое время года в качестве охлаждающей жидкости мягкую воду.
В зимнее время применять воду в системе охлаждения двигателя не рекомендуется, та как это может привести к неисправности системы охлаждения.
Рис. 21. Расширительный бачок;
1 — пробка отверстия для заливки охлаждающей жидкости; 2 — кран контроля уровня жидкости; I -открыть; II — закрыть
После пуска двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом
его работы. Если двигатель холодный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор до тех пор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров. В этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Однако, удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.
При сливе охлаждающей жидкости нужно следить за исправностью сливных кранов, так как образовавшаяся накипь может перекрыть отверстия кранов и полный слив жидкости окажется невозможен. Зимой это может привести к замерзанию жидкости в рубашке блока цилиндров и его разрушению. Систему охлаждения необходимо промыть до наступления морозов. Одновременно надо продуть остов радиатора сжатым воздухом, струя которого должна быть направлена из под капота наружу.
После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми. Если они обледенеют в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость.
Заливать холодную жидкость, в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образо-занию трещин в рубашке блока. Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.
Запрещаются пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки цилиндров и короблению головки.
Регулировка натяжения ремней производится перемещением генератора. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня должен быть
12. 17 мм при нажатии на него с усилием 40 Н (рис.22).
В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности.
Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно: сначала двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. Надо снять с блока цилиндров патрубок
вместе с термостатом, вывернув из блока сливной кран, открыть сливную пробку радиатора.
Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в отверстие патрубка термостата.
Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстия для сливного крана не потечет чистая вода. Сливные краны нужно прочистить и промыть каждый отдельно, после чего надо проверить их исправность и установить на место.
Для промывки радиатора воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды). Когда сливаемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.
Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для охлаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказно до капитального ремонта двигателя, при этом не требуется удалять накипь.
Отечественный малотоннажный грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 Бычок с более 35 модификациями
ЗИЛ Бычок серии 5301 — грузовой 3-тонный автомобиль, созданный российской машиностроительной (АМО ЗИЛ). Первые опытные экземпляры выпущены в 1994 году. В качестве образца послужили сборочные узлы и ходовая от Мерседес-Бенц Т2, последней на то время разработки транснационального концерна Daimler-Benz AG. Серийно машины выходили с конвейера с 1995 по 2014 год.
Устройство
За 10 лет предприятие создало более 35 моделей на основе Бычка, которые отличаются устройством и техническими показателями. Основные из них имеют следующий вид:
- ЗИЛ-5301АО — бортовая классическая модель для транспортировки груза по твердому дорожному покрытию.
- ЗИЛ-5301БО — грузовое шасси для установки специализированных надстроек, таких как инкассаторские, почтовые, пожарные оснастки, самосвалы.
- ЗИЛ-5301ГО — изотермический автофургон на основе ЗИЛ-5301БО.
- ЗИЛ-5301 ЕО — удлиненное шасси для дополнительного спецоборудования.
- ЗИЛ-5301ТО — автомобиль с бортами и длинной рамой, имеющий 2-рядную 4-дверную кабину, используется для ремонтно-технических целей.
- ЗИЛ-5301ЮО — автошасси с удлиненной базой, оснащенное 2-местной кабиной и 2 спальными местами, служит для дооборудования спецкузовами и надстройками.
- ЗИЛ 5301ВА — модель с термокузовом, оснащенная удлиненной 2-местной кабиной и 2 местами для отдыха, применяется для транспортировки грузов по дорогам общего назначения.
- ЗИЛ-5301ВЕ — бортовой грузовик.
- ЗИЛ-540100 Бычок — седельный тягач для перевозки материалов и грузов в составе автопоезда по всем видам дорог.
- ЗИЛ-432720 — бортовой грузовик с колесной формулой 4х4.
Для создания автобусов по схеме 4х2 используют шасси машин ЗИЛ-5301 с разными базами колес. Предприятие также производит грузопассажирскую технику на основе «Бычка» специальной комплектации, например:
- автобус серии Люкс с умывальником, биотуалетом, системой вентиляции, внутренней обшивкой высокого качества, оборудованными сиденьями;
- ритуальные катафалки ЗИЛ-325010-40 и ЗИЛ-32500-40;
- автомобильный фургон ЗИЛ-5301СС без отопителя в салоне и тормозного механизма АВС для транспортировки сухих грузов;
- ассенизатор КО-503В на шасси ЗИЛ-5301 — автоцистерна с гидронасосом для очистки канав, колодцев и канализационных ям с дальнейшим вывозом в места утилизации.
Электрооборудование
Система электрооборудования в машинах — 1-проводная. Отрицательные клеммы источников тока присоединены к корпусу грузовика. В бортовой сети применяется электрическая проводка низкого напряжения типа ПГВА разного цвета и сечения. Номинальное напряжение — 12 В, напряжение пускового механизма — 24 В. Типы основных электрических приборов приведены в пояснениях к электросхеме ЗИЛ-5301.
Главными механизмами в электрике машины, согласно подробной цветной схеме электропроводки, являются:
- аккумуляторы;
- генератор;
- регулятор напряжения;
- трансформаторно-выпрямительный блок (ТВБ);
- стартер;
- осветительные приборы;
- световая сигнализация;
- предохранительные механизмы и реле;
- стеклоочистители и омыватели;
- звуковая сигнализация;
- отопитель.
Грузовики укомплектованы генераторами переменного тока с вмонтированными выпрямителями и конденсатором.
ТВБ — 3-фазный трансформатор, обмотки которого соединены в треугольник. Он имеет 2 вывода для соединения с дополнительной аккумуляторной батареей и соединительную колодку с 3 штекерами для подключения к выводам генераторных фаз.
Регулятор напряжения содержит 2 изолированных вывода «Ш» и»+», поддерживает напряжение генератора и работает с датчиком температуры электролита.
Предохранители находятся справа от водителя за щитком панели приборов. Они отключают проводку при превышении предела силы тока. Маркировка жгутов показывает, какая величина тока подходит к каждому предохранителю в случае их перегорания.
К освещению и световой сигнализации по электросхеме ЗИЛ «Бычок» относят:
- передние и боковые поворотники;
- задние фонари;
- осветительные фонари для номера машины;
- светильники в салоне;
- фары.
Звуковой сигнал устанавливается снизу брызговика кабины с левой стороны машины.
В электрику отопительной системы входят:
- электромоторы с постоянными магнитами последовательного возбуждения;
- электронный блок управления;
- переключатель.
Электрическая схема отопителя защищена биметаллическим предохранителем.
Тормозная система
Тормозная система ЗИЛ-5301 представлена комбинированным пневмогидравлическим приводом с 2 независимыми гидравлическим и пневматическим контурами, которые разделены на 2 ветки. На автобусах модели «Бычок» присутствует система АВС.
Тормоза передних колес — дисковые с плавающими 2-цилиндровыми скобами, 2-колодочные. На тормозе задних колес установлены колодки барабанного типа.
Привод стояночного тормоза — механический от пружинного энергоаккумулятора с пневмоуправлением.
Трансмиссия
На всех модификациях автомобиля установлена механическая 3-ходовая 5-ступенчатая коробка передач с синхронизаторами, облегчающими управление, обеспечивающими бесшумность включения скоростей и увеличивающими длительность работы зубчатых муфт шестерен. На крышке коробки вмонтирован качающийся рычаг переключателя трансмиссии со схемой переключения передач ЗИЛ: 5 скоростей для движения вперед и 1 — назад.
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя на ЗИЛ — с принудительной циркуляцией жидкого охлаждающего вещества от центробежного насоса. Тепловой режим проверяют датчиком, который находится в головке цилиндра позади детали.
К насосу прикреплен аварийный датчик, реагирующий на перегрев.
В моделях последних лет выпуска имеется сигнальный датчик, контролирующий охлаждение. Он прикреплен к расширительному бачку.
Рулевое управление
Рулевое управление (РУ) ЗИЛ-5301 включает гидроусилитель (ГУР), винт с гайкой на циркулирующих шариках и зубчатый поршень.
Насос ГУР — шестеренный. Масляный бачок находится отдельно. Шариковый предохранительный клапан размещен в корпусе клапана РУ, распределяет масляное давление и раскрывается при 6,8-7,2 МПа.
Колонка РУ регулируется по высоте и наклону, имеет противоугонное действие.
Двигатель автоэвакуатора ЗИЛ 5301ЧА
Модель двигателя | ММЗ Д-245.12С |
Тип двигателя | дизельный |
Число и расположение цилиндров | L4 |
Рабочий объем, л | 4,75 |
Степень сжатия | 15,1 |
Мощность, л.с. (кВт) | 108,8 (80)при 2400 мин.-1 |
Крутящий момент, кгс·м (Н·м) | 35 (350)при 1300-1700 мин.-1 |
По специальному заказу модель может поставляться с двигателями при их наличии:
Наши предложения
Для переоборудования Зил-5301 мы предлагаем такие варианты:
- Открытый кузов – откидывающиеся борта или самосвальное исполнение;
- Еврофура – тентовая надстройка, адаптированная для транспортировки грузов на паллетах;
- Эвакуатор – стационарная или выдвигающаяся платформа;
- Кунг – технический модуль, предназначенный для людей и оборудования;
- Фургон – промтоварный или изотермический.
Надстройки производятся и устанавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ, фургоны, предназначенные для доставки пищевой продукции, удовлетворяют нормам СанПин.
Эксплуатация, обслуживание и ремонт
Выполнение своевременных ремонтных работ по устранению неисправностей приводит к увеличению срока службы автомобиля, его безопасности и надежности. Текущий ремонт механизмов, вышедших из строя, выполняется согласно руководству по эксплуатации, в котором приведены чертежи и схемы всех агрегатов.
Нужен ли тахограф
Тахографы устанавливаются на грузовики тоннажностью более 3,5 т, в зависимости от назначения машины, надстроек и при условии осуществления маршрутных рейсов на расстояние более 50 км. Поэтому на грузопассажирские автобусы «Бычок» с более 8 пассажирских мест, самосвалы, манипуляторы и другую технику, выполняющую коммерческие перевозки, прибор необходимо устанавливать.
Как прокачать тормоза
Алгоритм прокачки тормозов:
- Залить жидкость для тормозов в систему.
- Наполнить пневматический привод сжатым воздухом.
- Нажать на тормозную педаль.
- Наполнить бачки жидким раствором до отметки.
- Снять предохраняющий колпачок и натянуть шланг из резины на головку детали колесного цилиндра. Оставшийся конец опустить в прозрачную емкость с небольшой порцией жидкости.
- Повернуть клапан на 1 вращение, мягко нажать на педаль и закрутить элемент.
- Повторять процедуру, пока из шланга не начнет поступать жидкий материал без пузырьков.
- Аналогично прокачивают задний правый тормоз и 2 передних.
- Убирают шланг.
- Протирают клапан, вставляют колпачки.
При замене тормозных колодок или диска производят приработку деталей:
- делают 30 торможений по убыванию от 90 до 30 км/ч с интервалом в 2 км;
- производят 3 торможения на блокировочной грани от 80 км/ч до полной остановки.
После замены колодок проверяют систему в дорожных условиях.
Как настроить сцепление
Регулировка сцепления по полному ходу выполняется изменением расположения подвижного упора педали. Допустимое значение расстояния сверху до нижнего ограничителя — 180 мм. Значение свободного хода — 1-2 мм. Оно измеряется передвижением педали сцепления.
Муфта подшипника имеет ход, равный 3-4 мм, который проверяется движением вилочного рычага переключения при снятой оттяжной пружине. Толкатель вращается и производит регулировку перемещения детали.
Как отрегулировать клапана
Регулировка клапанов заключается в проверке зазоров между клапанами и коромыслами. Их регулируют на холодном моторе и через 30 минут после выключения. Топливная подача также отключена.
Номинальные значения зазоров:
- для впускного клапана — 0,25-0,3 мм;
- выпускного — 0,4-0,45 мм.
Регулировка клапанов осуществляется так:
- Снять крышку головки.
- Измерить ключом болтовой и гаечный затяжной момент.
- Поворачивать коленвал до тех пор, пока впускной клапан первого цилиндра будет открываться, выпускной — начнет закрываться.
- Настроить зазоры в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах. Счет ведут от вентилятора.
- Провернуть коленчатый вал на 1 оборот и отрегулировать расстояния в первом, втором, третьем и пятом клапанах.
- Вставить крышку.
- Запустить мотор и проверить работу.
Замена подушки двигателя
При ремонте ЗИЛа допускается замена подушки силового агрегата при ее износе или выходе из строя. Для проведения текущего обслуживания машину загоняют на смотровую яму, отсоединяют клеммы от аккумуляторной батареи, поднимают на домкратах ту сторону, на которой выполняют замену. Отворачивают гайки крепления подушки к кронштейну, выкручивают болты, соединяющие кронштейн с лонжероном. Снимают деталь.
При откручивании подушки придерживают коробку передач и опускают механизм на упор или подставку. Верхний ограничитель отводят в сторону, производят демонтаж старого устройства и замену на новое. Затем все сборочные единицы собираются в обратной последовательности.